Россия и ВТО: присоединение и его последствия / Текущая аналитика / Аннотация Юрия Шпрыгова на статью «Споры по применению «Третьего пакета» продолжаются»

Аннотация Юрия Шпрыгова на статью «Споры по применению «Третьего пакета» продолжаются»

Рассматривая последний энергетический спор между Россией и ЕС, мы обратились к изучению официального запроса России к странам ЕС с требованием провести консультации, а также рассмотрели статью издания Financial Times, в которой автор анализирует дальнейшую судьбу газопровода Южный Поток, одного из центральных предметов энергетического спора.

Обострение отношений между Россией и странами ЕС произошло по причине принятия «Третьего энергетического пакета» и связанного с ним ограничениями деятельности Газпрома в Европе. В начале мая 2014 года Россия обратилась к странам ЕС с запросом о проведении консультации. Этап консультаций является самым первым при рассмотрении споров, более чем в половине случаев сторонам удается разрешить спорные вопросы на этом этапе, не прибегая к созданию третейской группы.

 Претензии России, согласно документу, сводятся к следующему: «Третий энергетический пакет» не позволяет производителям энергоресурсов брать на себя функции транспортировки, так и наоборот, операторы, владеющие сетями транспортировки, не могут брать на себя функции производителя. Для построенных объектов транспортировки ЕС может определять разный уровень «разграниченного» владения, а именно: учреждение независимого оператора, обслуживающего данный объект, передача существующему оператору, частичное владение. В то же время Европейский Союз вправе исключать из под запрета о разграниченном владении разные объекты инфраструктуры, использующиеся в рамках транспортировки энергоресурсов, все решения принимаются в индивидуальном порядке. Запреты не применяются к тем компаниями, которые доставляют свой продукт напрямую к потребителю через локальные участки транспортировки. Подобные ограничения и запреты являются дискриминирующими, по мнению Российской Федерации.

Кроме того, дискриминирующим пунктом стала обязательная сертификация иностранных операторов транспортировки. Если ЕС посчитает владение и обслуживание объекта транспортировки угрожающим безопасности энергетических поставок, запрос о сертификации будет отклонен. В целом, процедура сертификации для иностранных операторов достаточно обременительна в сравнении с местными игроками.

Помимо вышеперечисленного, «Третий энергетический пакет» обязывает стороны, владеющих системами транспортировки, предоставлять доступ заинтересованным сторонам к своим объектам в сфере  поставок энергоресурсов.

Все упомянутые ограничения и запреты делают затруднительным исполнение долгосрочных контрактов на поставки газа. Как уже указывалось, «Третий энергетический пакет» используют различные исключения из правил, которые направлены на усиление конкурентных позиций местных операторов, по сравнению с иностранными. Также импортируемый газ становится объектом дополнительной дискриминации, имеется в виду, что он подвергается различным требованиям при продаже, покупке, дистрибуции и транспортировки на территории ЕС, когда произведенный газ внутри ЕС не подвергается подобным процедурам, а биогаз имеет даже привилегии.

Вдобавок ко всему, члены Европейского Союза не соблюдают 2, 6, 16 и 17 статьи ГАТС, статьи 1, 3, 10, 11 ГАТТ, 3 статью Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам, 2 статью Соглашения по инвестиционным мерам и Соглашение, учреждающее ВТО.

Говоря про аналитическую статью Financial Times, автор отмечает следующее: во-первых, газопровод Южный Поток не выгоден с экономической точки зрения; во-вторых, Газпром хочет владеть данным трубопроводом эксклюзивно и не допускать его использование никем, что не устраивает Еврокомиссию, которая не разрешает строительство вышеупомянутого газопровода в Европе; в-третьих, ЕС требует предоставить доступ европейским операторам к Северному потоку. По сути, данная статья открывает истинные мотивы инициирования торгового разбирательства со стороны РФ – защита интересов Газпрома.

 

Источники:

1. European Union and its Member States - Certain Measures Relating to the Energy Sector - Request for consultations by the Russian Federation. 08.05.2014. WTO. https://docs.wto.org/dol2fe/Pages/FE_Search/FE_S_S006.aspx?Query=(%20@Symbol=%20(wt/ds476/1%20))&Language=ENGLISH&Context=FomerScriptedSearch&languageUIChanged=true#

2. Chazan, G. South Stream gas project may now be a pipe dream. Financial Times. 24.08.2014. http://www.ft.com/intl/cms/s/0/6871b0a2-2487-11e4-be8e-00144feabdc0.html#axzz3Ew4x3Zzf

Россия и ВТО: присоединение и его последствия

Кафедра мировой экономики экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, которая является единственным в России и на постсоветском пространстве институциональным партнером Всемирной торговой организации и реализует проект "Кафедра ВТО", при поддержке Министерства иностранных дел Великобритании представляет Вашему вниманию информационный портал "Россия и ВТО: оптимизация последствий присоединения". Он призван обеспечить надлежащую подготовку правительства, таможенной службы и бизнес-сообщества в Северо-Западном и других регионах России к операционным изменениям и изменениям в регулировании, которых требует присоединение России к ВТО.