Россия и ВТО: присоединение и его последствия / Текущая аналитика / Аннотация Юрия Шпрыгова на статью «Либерализация энергетического рынка Латинской Америки как ответ на недостаток капитала и снижение цен на энергоресуры»

Аннотация Юрия Шпрыгова на статью «Либерализация энергетического рынка Латинской Америки как ответ на недостаток капитала и снижение цен на энергоресуры»

Первые аукционы по продаже разведочных блоков Мексиканского залива не оправдали ожидания мексиканского правительства. Начало аукционов должно было ознаменовать окончание монопольного положения государственной нефтяной компании Пемекс, которое продолжалось на протяжении семидесяти семи лет. Также это событие должно было обозначать «перезапуск» энергетического сектора через так ожидаемые иностранные инвестиции.

Из четырнадцати выставленных на аукцион разведочных блоков только два были проданы. Чиновники мексиканского правительства считают, что причина таких результатов кроется в сегодняшней конъюнктуре нефтегазового рынка, однако, по мнению экспертов, проблема заключается в страхе чиновников продать объекты задешево. В подтверждение этих слов выступает, например, следующий факт: Министерство финансов Мексики установило столь высокую первоначальную ставку, что покупатели для четырех объектов просто не нашлись. Эксперты заключают, что переоценка стоимости месторождений всегда была свойственна правительственным кругам.

Исторически инвестиционная политика мексиканских властей предъявляла требования в разделении долей между государством и инвестором, а также государство оставляло за собой право экспроприировать инвестиционные объекты без компенсации. Что не могло не отразится на формировании имиджа страны в глазах инвесторов. Кроме того, имеются примеры принудительного отчуждения целых компаний, подобное происходило в Венесуэле во время президентства Чавеса.

Проведение аукционов совпало по времени с пересмотром инвестиционной политики государствами Латинской Америки, поскольку недостаток капитала и низкие цены на энергоресурсы в мире увеличивают конкуренцию за инвестиции даже среди тех стран, которые до этого враждебно рассматривали любой иностранное участие в своей энергетике. Снижение инвестиционных программ происходит повсеместно в Латинской Америке, например, бразильская Петробрас собирается уменьшить капитальные затраты на одну треть, до ста тридцати миллиардов долларов на следующие пять лет.

Производство нефти также снижается в регионе, Мексика сократила производство до 2.27 млн. бар. в день, вслед за ней идут Колумбия и Бразилия.

Привлечение инвестиций в Бразилию осложняется требованиями местного законодательства, которое устанавливает обязательное участие Петробрас в нефтяных проектах, что имеет негативный эффект на привлечение инвесторов.

Таким образом, начало, положенное по осуществлению мексиканской либерализации, еще недостаточно для привлечения иностранных инвесторов. Ожидается, что Мексика выставит на аукцион глубоководные месторождения, которые должны вызвать интерес среди основных энергетических компаний. С оговоркой, что Пемекс образует совместное предприятие с инвестором.

Новый импульс в энергетике региона возможен только при условии, что Латинская Америка сделает свой энергетический рынок открытым и будет применять международные правила игры, принятые в этой сфере, иначе текущие инициативы превратятся в «полумеры».

 

Источник: Oil in Latin America. The good oil boys club // The Economist. Jul 18th 2015. URL: www.economist.com/news/business/21657827-latin-americas-oil-firms-need-more-foreign-capital-historic-auction-mexico-shows

Россия и ВТО: присоединение и его последствия

Кафедра мировой экономики экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, которая является единственным в России и на постсоветском пространстве институциональным партнером Всемирной торговой организации и реализует проект "Кафедра ВТО", при поддержке Министерства иностранных дел Великобритании представляет Вашему вниманию информационный портал "Россия и ВТО: оптимизация последствий присоединения". Он призван обеспечить надлежащую подготовку правительства, таможенной службы и бизнес-сообщества в Северо-Западном и других регионах России к операционным изменениям и изменениям в регулировании, которых требует присоединение России к ВТО.