Аннотация Гурай Яны на статью Дарьи Шаповаловой, Эдуарда Галимуллина и Екатерина Грушевенко «Регулирование добычи нефти на шельфе в Российской Арктике: эффект санкций и взгляд на развитие Севера»
Арктика исторически была важным регионом для России. Россия обладает наибольшей долей нефтяных ресурсов в Арктике, модель управления которой в последние десятилетия меняется в зависимости от текущих политических приоритетов, и геополитических изменений в регионе. Сейчас, ввиду введения санкций против России, импорт инвестиций, обмен технологий и вообще сотрудничество с иностранными государствами было затруднено. В данной статье анализируется трансформация государственного управления природными ресурсами в российской Арктике с акцентом на шельфовую нефть и газ.
В ней дается историческая основа модели управления, облегчающая анализ влияния западных санкций на текущее развитие ресурсов и их регулирование. После того как в советский период в Арктике была организована инфраструктура, после распада СССР уровень освоения ресурсов резко снизился, причем ведущие нефтедобывающие регионы понесли значительные потери. В свою очередь, российские предприниматели, купившие нефтяные компании по заниженным аукционным ценам, не выстраивали долгосрочные стратегии развития в кризисных условиях, а впоследствии конкуренция на отечественном нефтяном рынке была политизирована. Это останавливало иностранных инвесторов от участия в развитии проектов. Тем не менее, с течением времени Арктический регион приобрел большое значение. Так, в 2008 году правительство приняло Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года.
Авторами также проводится анализ нормативно-правовых и документов в. Так, в 2013-2014 годах были приняты два важных программных документа: 1) стратегия и 2) государственная программа социально-экономического развития Арктической зоны до 2020 года, в которых предусмотрены механизмы для активного освоения ресурсов.
В статье делается вывод о том, что западные санкции в контексте освоения арктической нефти преследуют скорее долгосрочные, чем краткосрочные цели. После шести лет их влияние на отрасль можно считать незначительным. Тем не менее, санкции вызвали изменения в управлении ресурсами, а именно введение политики импортозамещения, развитие отечественных технологий, сотрудничество с азиатскими странами и либерализацию доступа к континентальному шельфу. Последнее важно, так как до этого только две российские компании имели доступ, а именно, «Газпром» и «Роснефть». Реализация «Ямал-СПГ» компании «Новатек» обусловил диверсификацию рынков поставок, причем наибольший рост демонстрирует азиатский экспорт СПГ. Фундаментальным элементом такого сотрудничества на фоне кризиса с западными партнерами являются связи России с Китаем.
В статье дается прогноз дальнейшего развития управления морскими ресурсами Российской Арктики. В будущем Россия будет усиливать поддержку компаниям, осуществляющим проекты в Арктике. Необходимость диверсификации, падение цен на нефть, экологические проблемы, вызванные разработкой арктической нефти и судоходством, приведут к тому, что некоторые арктические проекты потеряют свою экономическую привлекательность с точки зрения устойчивости производства и последующим структурным изменениям в управлении в Арктике.
Источник: Shapovalova D. Galimullin E., Grushevenko E. Russian Arctic offshore petroleum governance: The effects of western sanctions and outlook for northern development. Energy policy. V. 146. 2020.
https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0301421520304766