Россия и ВТО: присоединение и его последствия / Текущая аналитика / Аннотация Грозданова Любомира на публикацию Пинга Х. и Цуокуй Л. «О влиянии формата «16+1» на развитие инициативы «Один пояс, один путь»»

Аннотация Грозданова Любомира на публикацию Пинга Х. и Цуокуй Л. «О влиянии формата «16+1» на развитие инициативы «Один пояс, один путь»»

В настоящем исследовании, проведённом в рамках экспертно-аналитического центра по изучению отношений между Китаем и странами ЦВЕ (Центральная и Восточная Европа), Хуанг Пинг (генеральный директор Института европейских исследований, Свободный университет Брюсселя) и Лиу Цуокуй (глава отделения Центрально- и восточноевропейских исследований того же института) объясняют взаимосвязь между двумя активно продвигаемыми Китаем в настоящее время инициативами: «Один пояс, один путь» и «16+1».

По мнению авторов, сотрудничество со странами Центральной и Восточной Европы является для Китая важным подспорьем для дальнейшего усиления геополитического и экономического влияния. Важность региона ЦВЕ обусловлена его географическим положением – страны региона соседствуют с Центральной Азией и Россией, а также с Турцией и Средиземноморьем. С точки зрения логистики, через страны Центральной и Восточной Европы проходит так называемый Евразийский сухопутный мост (трансконтинентальная железная дорога для доставки грузов из Китая в Европу), а также часть «Морского Шёлкового пути XXI века». Более того, регион ЦВЕ имеет для Китая важное экономическое значение: он представляет своего рода входные ворота для Китая, обеспечивающие доступ к общеевропейскому рынку.

Особенно интересным является то, что авторы настоящей статьи рассматривают формат «16+1» в качестве своего рода политического эксперимента. По их мнению, формат «16+1» можно сравнить с лабораторией, где многие экономические и политические инновации могут быть протестированы и наиболее успешные из них могут быть использованы для дальнейшего развития инициативы «Один пояс, один путь». Таким образом, инициативу «16+1» можно рассматривать в качестве «испытательной площадки». Это неудивительно, ведь, как отмечают авторы, процесс формирования экономической политики в Китае в целом предполагает использование целого ряда экспериментов. На конкретных примерах авторы показывают, что китайское правительство тестирует и совершенствует предполагаемую макроэкономическую программу в отдельных регионах страны, прежде чем запустить полномасштабный процесс реформирования.

По мнению авторов, экспериментальный подход Китая к формированию новой внешнеэкономической политики вполне сочетается с проявлявшейся и ранее податливостью стран ЦВЕ по отношению к политике, проводимой могущественными супердержавами. Более того в настоящее время прослеживаются чёткие различия между странами Западной Европы и странами ЦВЕ: Западная Европа выступает в роли центра, в то время как страны ЦВЕ представляют собой периферию. На фоне растущего напряжения в отношениях с центром и окончания дотационной программы Евросоюза, страны Центральной и Восточной Европы ищут новые источники капитала и технологий. Таким образом, сотрудничество с Китаем является для них более чем своевременным.

Анализируя формат «16 + 1» в качестве «испытательной площадки» для проекта «Один пояс, один путь», авторы отмечают несколько принципов, нашедших отражение в «16 + 1», которые в перспективе могут быть использованы для реализации инициативы «Один пояс, один путь». Однако, роль формата «16+1» не сводится исключительно к тестированию отдельных положений будущей широкомасштабной инициативы. Напротив, формат «16+1» преследует целый ряд самостоятельных целей, таких как построение новой институциональной структуры, развитие рычагов «мягкой силы», налаживание логистических связей как способ стимулирование взаимной торговли. Китайцы говорят: «Если ты желаешь развития – начни с дорог».

Источник: Huang Ping, Liu Zuokui (2017). How the 16+1 Cooperation promotes the Belt and Road Initiative. China-CEEC Think Tank Book Series, China Social Sciences Press, pp.166

http://16plus1-thinktank.com/1/20180228/1583.html

Россия и ВТО: присоединение и его последствия

Кафедра мировой экономики экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, которая является единственным в России и на постсоветском пространстве институциональным партнером Всемирной торговой организации и реализует проект "Кафедра ВТО", при поддержке Министерства иностранных дел Великобритании представляет Вашему вниманию информационный портал "Россия и ВТО: оптимизация последствий присоединения". Он призван обеспечить надлежащую подготовку правительства, таможенной службы и бизнес-сообщества в Северо-Западном и других регионах России к операционным изменениям и изменениям в регулировании, которых требует присоединение России к ВТО.