Россия и ВТО: присоединение и его последствия / Текущая аналитика / Аннотация Гогуа Мэги на статью Сьюзан Ааронсон на тему «Почему торговые соглашения не способствуют свободе перемещения информации: история и современные дискуссии о трансграничных потоках данных, правах человека и национальной безопасности»

Аннотация Гогуа Мэги на статью Сьюзан Ааронсон на тему «Почему торговые соглашения не способствуют свободе перемещения информации: история и современные дискуссии о трансграничных потоках данных, правах человека и национальной безопасности»

Статья автора Сьюзан Ааронсон раскрывает очень актуальную проблему трансграничного перемещения информации в интернете и правах человека. Автор рассматривает, как США и Европейский Союз используют торговые соглашения для содействия повышению потока информации и продвижению цифровых прав человека в онлайн среде. Способы разработки и принятия данных торговых соглашений у рассмотренных субъектов в корне отличаются, несмотря на их относительно общую цель. В Соединенных Штатах Америки сами штаты и Высшие федеральные органы государственной власти страны регулируют бизнес-операции, когда как законодательная и исполнительная ветви власти в Вашингтоне разрабатывают политику, связанную с вопросами торговли, правами человека и вопросами национальной безопасности. Что же касается Европейского Союза, он состоит из 28 государств, которые принимают на внутригосударственном уровне решения, касающиеся, например, политики национальной безопасности. Однако такие вопросы, как защита данных и права человека обсуждаются как на национальном уровне, так и среди членов Евросоюза в целом, а вопросы торговли – в основном только на уровне ЕС.

В 1980-90-ых годах США предпринимались попытки включить в торговые соглашения определенную терминологию, регулирующую свободный поток информации. Вместе с тем другие страны, такие как Бразилия, Индия, Турция, Китай и Германия, высказывали опасения об угрозе их суверенитету и о способности ограничить трансграничные потоки информации в интересах сохранения должного уровня защиты персональных данных и национальной безопасности, так как данные термины и формулировки могли трактоваться неоднозначно.

В двадцать первом веке страны по-прежнему не выражают поддержки усилиям США и Европейского Союза по стимуляции свободных потоков информации. Их озабоченность вызвана тем, что США доминируют в Интернет-экономике, следовательно, могут злоупотреблять данным положением в пользу собственных интересов. После заявлений Эдварда Сноудена многие страны приняли стратегии, которые скорее ограничивали, нежели способствовали свободному потоку информации в Интернет-среде.

Автор заключает, что страны не пришли к полному соглашению по вопросу о свободе перемещения информации. К тому же не была доказана связь между политикой о стимуляции свободных потоков информации в Интернете с политикой, принятой для определения и продвижения цифровых прав человека. Вопросы об определении поведения страны при ограничении информационных потоков, о наличии основания считать данные меры протекционизмом, а также о связях со свободой торговли как таковой до сих пор остаются открытыми.

Источник: Aaronson Susan (2015). Why Trade Agreements are not Setting Information Free: The Lost History and Reinvigorated Debate over Cross-Border Data Flows, Human Rights, and National Security. World Trade Review, 14: 4, р. 671–700. https://proxy.library.spbu.ru:3316/10.1017/S1474745615000014

Россия и ВТО: присоединение и его последствия

Кафедра мировой экономики экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, которая является единственным в России и на постсоветском пространстве институциональным партнером Всемирной торговой организации и реализует проект "Кафедра ВТО", при поддержке Министерства иностранных дел Великобритании представляет Вашему вниманию информационный портал "Россия и ВТО: оптимизация последствий присоединения". Он призван обеспечить надлежащую подготовку правительства, таможенной службы и бизнес-сообщества в Северо-Западном и других регионах России к операционным изменениям и изменениям в регулировании, которых требует присоединение России к ВТО.