Аннотация Евгении Михеевой на статью Э. Вандеканделере, К. Тейсиер, Д. Барйоль, С. Фортиер, Ф. Жанно, О. Бушери «Экономическая эффективность географических указаний: подтверждения на девяти примерах из международной практики»
В статье «Экономическая эффективность географических указаний: подтверждения на примерах из международной практики» авторы рассматривают проблему подтверждения экономической эффективности применения географических указаний и представляют предварительные результаты своего исследования.
Географические указания – это обозначения на товарах, которые происходят из определенного географического региона, что обуславливает их свойства, репутацию и качество. Географические указания могут рассматриваться как инструмент для развития устойчивой продовольственной системы, благодаря территориальному «закреплению» продуктов питания и возможности производителей в рамках общей коллективной стратегии продвигать, гарантировать и защищать качество своей продукции. Ожидаемый эффект от применения географических указаний – повышение доходности производителей за счет установления более выгодных цен, повышения конкурентоспособности и получения коммерческих преимуществ (эксклюзивное использование имени). Однако, как указывают авторы статьи, существует очень мало исследований экономической эффективности использования географических указаний, несмотря на то, что данные, подтверждающие экономический эффект – это первое, что хотят знать инвесторы и другие заинтересованные стороны.
Цель данного исследования – оценить экономическую эффективность географических указаний с помощью анализа 9 конкретных примеров продуктов, защищенных географическими указаниями, из различных регионов, основываясь на следующих критериях: географические указания продуктов подтверждают их особые характеристики, напрямую связанные терруаром; наличие эффективной системы управления географическими указаниями (наличие соответствующего института); продукты, защищенные географическими указаниям, у которых есть коллективная стратегия их продвижения на международном рынке. Анализируя каждый из выбранных примеров, авторы пытались ответить на вопросы: каков экономический эффект от использования географического указания, и существует ли взаимосвязь, которая может объяснить данный эффект?
Авторы измеряют экономическую эффективность по трем составляющим: устойчивая система маркировки и контроля, гарантирующая качество, подразумеваемое географическим указанием; репутационный эффект, повышающий покупательскую готовность платить; повышение экономического благосостояния производителей. Каждая составляющая экономической эффективности вытекает одна из другой, но в итоге затраты и выгоды производителей и покупателей уравновешены.
В результате проведенного исследования авторы пришли к выводу, что в каждом из девяти случаев экономический эффект был позитивным. Также были выявлены факторы, оказывающие влияние на данный эффект:
- наличие у продукта, защищенного географическим указанием, специфических характеристик, обусловленных местом его происхождения (терруаром);
- сформированная сильная организация производителей, которая обеспечивает эффективность процесса коллективного принятия решений и формирования коллективной стратегии;
- поддержка со стороны государственного сектора, наличие института географических указаний и соответствующей законодательной базы.
Источник: Emilie Vandecandelaerea, Catherine Teyssiera, Dominique Barjolleb, St?phane Fournierc, Philippe Jeanneauxd, Olivier Beucheriee. Economic impacts of Geographical Indications: Worldwide evidences from 9 case studies. 13th European IFSA Symposium, 1-5 July 2018, Chania (Greece)