Аннотация Эллины Хасьяновой на статью Юдит Фабиан «Глобальное регулирование экономики и женщины: почему во Всемирной торговой организации трудно обеспечить представительство женщин?»
В статье Юдит Фабиан отмечает, что до сих пор Всемирная торговая организация (ВТО) отстает от других международных организаций, в том числе организаций глобального экономического управления, в представительстве в ней женщин и их интересов. Автор приводит следующие причины этого явления:
- Недостаток внимания к гендерным вопросам в истории ВТО. Автор отмечает, что Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), преемником которого является ВТО, не уделяло внимания гендерным вопросам. В результате структура ВТО сегодня недостаточно учитывает гендерные аспекты.
- Полномочия принятия решений членами ВТО. Решения в ВТО принимаются консенсусом. Это означает, что формальные изменения, направленные на обеспечение представительства женщин и женских интересов, могут быть заблокированы любым членом ВТО по любой причине.
- Относительная закрытость и слабая вовлеченность ВТО в работу с гражданским обществом по гендерным вопросам. Автор подчеркивает, что по сравнению с другими международными организациями, а именно ООН, ПРООН, Всемирный банк и т. д., ВТО практически не сотрудничает с некоммерческими организациями в области прав женщин и не способствует развитию вовлеченности женщин в торговле.
- Исторический конфликт интересов. По мнению автора, важной причиной в сложности обеспечения представительства женщин в ВТО является исторический фактор. В период формирования организации было популярно феминистское движение, которое выступало против либерализации торговли, в то время как мандат ВТО заключался в ее продвижении.
- Система разрешения споров ВТО как «Lex Specialis». В ходе разрешения споров Апелляционный орган ориентируется на специальные права, которые могут дискриминировать женщин и их положение в конфликтной ситуации.
- «Право» ВТО — это прежде всего жесткое право. По мнению автора, внедрить гендерные аспекты в систему ВТО сложнее чем в любую другую организацию из-за сложности в изменении правил организации, а также требования консенсуса при принятии решений.
В заключение в статье отмечается, что эти шесть причин показывают, как институциональная структура ВТО, а также характер ее взаимодействия с гражданским обществом и более широкими рамками международного права делают ее столь сложной для представительства женщин и женских интересов. Взятые в целом, они позволяют понять, почему ВТО сопротивляется представительству женщин и их интересов в эпоху, когда гендерный подход получил широкое распространение в институтах глобального управления.
Однако, как отмечает Юдит Фабиан, в этих причинах кроется ключ к тому, как ВТО может преодолеть свое институциональное сопротивление. В частности, гибридизация "мягкого" и "жесткого" права может обеспечить открытость, гибкость и снижение рисков, необходимых для внедрения политики, деклараций и соглашений, способствующих расширению представительства женщин и их интересов. Кроме того, программа "Помощь в торговле" может стать локомотивом для инноваций и исследований в этой области, а декларации и инициативы ВТО дают надежду на то, что Секретариат ВТО сможет играть более активную роль в исследовании мер по представлению интересов женщин и их интересов в рамках управления торговлей.
Источник: Fabian, Judit. (2023). Global Economic Governance and Women: Why Is the WTO a Difficult Case for Women’s Representation? Published online by Cambridge University Press. https://doi.org/10.1017/9781009363716.006.