Аннотация Дмитрия Крылаткова на статью Вероники Мовчан и Майкла Эмерсона «Проблемы таможенного союза ЕАЭС»
ЕАЭС, созданный в 2015 г является таможенным союзом с единой торговой политикой в отношении третьих стран. Однако, как отмечают авторы, общность его торговой политики относительно условна и в связи с этим в статье авторами ставится вопрос, является ли ЕАЭС «оптимальной зоной таможенного союза»?
Теоретическая база статьи - понятие «Таможенный союз» и основные аргументы «за» и «против» его принятия.
Торговля в рамках ЕАЭС беспошлинна и для импорта, и для экспорта. Однако, развитие торговли внутри ЕАЭС существенно ограничено наличием нетарифных барьеров, которые достигают от 10% до 30% от стоимости экспорта. В отношении внешней торговли также не наблюдается «общей внешнеторговой политики». В первую очередь это касается режима обязательств участников ЕАЭС по членству в ВТО. Обязательства России по ВТО были перенесены в законодательство ТС, чего нельзя сказать о других членах ВТО. Процесс членства в ВТО выявил многочисленные различия в отношении внешних тарифных режимов стран-членов ЕАЭС. Кроме этого существуют другие несоответствия во внешнеторговой политике стран-членов ЕАЭС, такие как односторонние ограничения России по отношению к Украине и Молдове.
Все члены ЕАЭС (кроме Беларуси) имеют меньшую долю в торговле со своими партнерами по сравнению с внешними, что, по мнению авторов, противоречит понятию «интеграция» и «таможенный союз». В статье приводятся возможные направления развития торговой политики ЕАЭС.
Выводы авторов заключаются в том, что ТС ЕАЭС является далеко не «оптимальной зоной ТС» и с экономической точки зрения его нельзя назвать выгодным для большинства его государств-членов. Фундаментальной основой ТС ЕАЭС являются геополитические соображения.
Источник: Movchan, V, Emersonn, M 2018, ‘The Eurasian Economic Union’s problematic customs union’, viewed 19 May 2018, http://www.3dcftas.eu/publications/other/eurasian-economic-union%E2%80%99s-problematic-customs-union