Россия и ВТО: присоединение и его последствия / Текущая аналитика / Аннотация Даниила Киселева на статью Дж. Д. Грэма, К. Б. Белтона и С. Ся: «Как Китай победил США в производстве электромобилей»

Аннотация Даниила Киселева на статью Дж. Д. Грэма, К. Б. Белтона и С. Ся: «Как Китай победил США в производстве электромобилей»

В статье Дж. Д. Грэма, К. Б. Белтона и С. Ся рассматривается путь становления производства электромобилей в Китае. Обращено внимание на роль государства, которое активно субсидировало бизнес, связанный с электромобилями, причем помощь исходила как от центрального правительства, так и от правительств провинций. Государство также внесло изменения в политику, проводимую в автомобильном секторе: запросило у иностранных партнеров китайских брендов, чтобы те делились технологиями в сфере PEV (подключаемые электромобили), субсидировало исключительно автомобили отечественной сборки, предоставляло льготы лишь тем компаниям, которые использовали отечественные аккумуляторы. Китайские банки помогли местным поставщикам получить доступ к сырью для производства батарей и электродвигателей.

Авторы статьи подчеркивают, что важной особенностью китайского рынка электромобилей является ориентация на небольшие доступные модели, в отличие от рынка США, где продажи PEV составляют преимущественно премиальные автомобили Tesla. Упоминаются различные планы китайского правительства, которые включали поддержку PEV. Хотя Китай не смог достичь глобальных целей, в отрасли наблюдался значительный рост.

Несмотря на постепенное снижение китайским правительством субсидирования отрасли, поддержка автомобилей на новых источниках энергии в настоящее время сохраняется. Так, авторы говорят о мандате на «автомобили с нулевым уровнем выбросов». Хотя производимые в Китае электромобили ориентированы преимущественно на внутренний рынок, сложившаяся ситуация бросает определенные вызовы США, Европе и Японии.

Авторами статьи поднимается вопрос о возможностях США для исправления сложившейся ситуации, когда Китай обогнал США в сфере PEV, и об уроках, которые необходимо извлечь для других инновационных областей. В этой связи анализируется политика США. Отмечается практически полная невозможность Соединенных Штатов воздействовать на существующую политику Китая, даже путем диспута в ВТО и тарифов. По мнению авторов, наиболее эффективным решением может стать создание новых норм, согласованных со всеми заинтересованными странами, однако для этого требуется длительное обсуждение, которое может не увенчаться успехом.

С точки зрения внутренней политики США, в статье обращено внимание на неудачи американского правительства в создании стабильной политики для поддержки PEV. Кроме того, необходимая инфраструктура остается неразвитой, а мандаты на «автомобили с нулевым уровнем выбросов» применяются в избранных штатах. В конце статьи приводятся рекомендации относительно PEV для США, в итоге возвращаясь к идее создания новых норм для стабилизации торговли.

Источник: Graham, John D., Keith B. Belton, and Suri Xia. (2021). How China Beat the US in Electric Vehicle Manufacturing. Issues in Science and Technology, 37(2), 72–79. URL: https://issues.org/china-us-electric-vehicles-batteries/

Россия и ВТО: присоединение и его последствия

Кафедра мировой экономики экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, которая является единственным в России и на постсоветском пространстве институциональным партнером Всемирной торговой организации и реализует проект "Кафедра ВТО", при поддержке Министерства иностранных дел Великобритании представляет Вашему вниманию информационный портал "Россия и ВТО: оптимизация последствий присоединения". Он призван обеспечить надлежащую подготовку правительства, таможенной службы и бизнес-сообщества в Северо-Западном и других регионах России к операционным изменениям и изменениям в регулировании, которых требует присоединение России к ВТО.