Россия и ВТО: присоединение и его последствия / Текущая аналитика / Аннотация Чернова Георгия на статью Марсело Мачадо, Вальтера Нике и Фелипе Фесе «Международная ориентация и экспортная ориентированность в быстрой интернационализации малых и средних предприятий: определение масштабов и возможные последствия для Бразилии»

Аннотация Чернова Георгия на статью Марсело Мачадо, Вальтера Нике и Фелипе Фесе «Международная ориентация и экспортная ориентированность в быстрой интернационализации малых и средних предприятий: определение масштабов и возможные последствия для Бразилии»

Совокупность изменений в конкурентной среде в последнее время спровоцировала появление организации нового типа, которые получают значительную долю своих доходов от международной деятельности, предоставляя свои товары и услуги более чем на одном континенте с момента их основания. В рамках этой новой реальности, теории, объясняющие поэтапный процесс интернационализации фирм и обоснование их роста утратили возможность описать этот процесс в отношении малых и средних предприятий (МСП).

В данной статье авторы пересмотрели конструкции международной деятельности и экспортной ориентации в отношении быстрой интернационализации средних предприятий с целью определения масштабов, более точно измеряющих и описывающих процессы интернационализации бразильских компаний. Авторы статьи применили параметры, определяющие международную деятельность и экспортную ориентацию фирм, описанные в исследованиях Найта и Кувасгиля (2004) и Шамсуддоха и Али (2006) к выборке из 398 малых и средних экспортирующих бразильских предприятий. Выбранные параметры, определяющие международную деятельность:

  • Фирма имеет соответствующую структуру, чтобы справляться со всей экспортной деятельностью;
  • Руководители фирм часто посещают страны, куда фирма экспортирует товары или услуги;
  • Фирма располагает широкими возможностями для исследования рынка экспорта;
  • Изучение процедуры экспорта является высоким приоритетом для фирмы;
  • Компания стремится использовать экспортные возможности;
  • Фирма выделяет достаточные средства для развития на зарубежном рынке

Параметры, определяющие экспортную ориентацию фирмы:

  • Высшее руководство склонно определять мировой масштаб рынка для фирмы, на котором она будет функционировать;
  • Интернационализация бизнеса является единственным способом достижения роста;
  • Организационная культура фирмы способствует активному изучению новых возможностей для бизнеса за рубежом;
  • Руководители имеют опыт работы в международном бизнесе;
  • Руководство постоянно сообщает о своем стремлении по достижению успеха на международных рынках сотрудникам фирмы;
  • Руководство развивает и улучшает человеческие и другие ресурсы для достижения поставленных целей на международном рынке.

Несмотря на различия в конъюнктуре рынка и экономической ситуации в бразильской экономике, такие как волатильность валютного курса и вмешательство государства в экспортную деятельность фирм, выбранные параметры продемонстрировали высокую надежность измерений.

Результаты исследования свидетельствуют о существовании явления быстрой интернационализации или «рожденных глобальными» фирм среди МСП в Бразилии, активное появление которых началось в 1990-х годах в связи с началом реформы либерализации торговли в 1990 г., организацией МЕРКОСУР в 1991 г. и созданием ВТО в 1995 г. Авторы отмечают, что среди экспортирующих фирм в Бразилии на данный момент 75% составляют МСП, но их доля в экспорте составляет всего 4%. Авторы полагают, что разработка государственной политики, поддерживающей «рожденные глобальными» фирмы будет иметь важное социальное и экономическое значение для Бразилии. Программы поддержки экспорта должны учитывать потребности малых и средних инновационных предприятий, которые, не имея высоких результатов на внутреннем рынке, осуществляют большинство операции на зарубежных рынках с момента своего основания.

Источник: M.A. Machado et al., “International orientation and export commitment in fast small and medium size firms internationalization: scales validation and implications for the Brazilian case” / Revista de Administra??o, vol. 51, (2016), pp. 255–265

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0080210716300231

Россия и ВТО: присоединение и его последствия

Кафедра мировой экономики экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, которая является единственным в России и на постсоветском пространстве институциональным партнером Всемирной торговой организации и реализует проект "Кафедра ВТО", при поддержке Министерства иностранных дел Великобритании представляет Вашему вниманию информационный портал "Россия и ВТО: оптимизация последствий присоединения". Он призван обеспечить надлежащую подготовку правительства, таможенной службы и бизнес-сообщества в Северо-Западном и других регионах России к операционным изменениям и изменениям в регулировании, которых требует присоединение России к ВТО.