Аннотация Чернова Георгия на статью Марсело Мачадо, Вальтера Нике и Фелипе Фесе «Международная ориентация и экспортная ориентированность в быстрой интернационализации малых и средних предприятий: определение масштабов и возможные последствия для Бразилии»
Совокупность изменений в конкурентной среде в последнее время спровоцировала появление организации нового типа, которые получают значительную долю своих доходов от международной деятельности, предоставляя свои товары и услуги более чем на одном континенте с момента их основания. В рамках этой новой реальности, теории, объясняющие поэтапный процесс интернационализации фирм и обоснование их роста утратили возможность описать этот процесс в отношении малых и средних предприятий (МСП).
В данной статье авторы пересмотрели конструкции международной деятельности и экспортной ориентации в отношении быстрой интернационализации средних предприятий с целью определения масштабов, более точно измеряющих и описывающих процессы интернационализации бразильских компаний. Авторы статьи применили параметры, определяющие международную деятельность и экспортную ориентацию фирм, описанные в исследованиях Найта и Кувасгиля (2004) и Шамсуддоха и Али (2006) к выборке из 398 малых и средних экспортирующих бразильских предприятий. Выбранные параметры, определяющие международную деятельность:
- Фирма имеет соответствующую структуру, чтобы справляться со всей экспортной деятельностью;
- Руководители фирм часто посещают страны, куда фирма экспортирует товары или услуги;
- Фирма располагает широкими возможностями для исследования рынка экспорта;
- Изучение процедуры экспорта является высоким приоритетом для фирмы;
- Компания стремится использовать экспортные возможности;
- Фирма выделяет достаточные средства для развития на зарубежном рынке
Параметры, определяющие экспортную ориентацию фирмы:
- Высшее руководство склонно определять мировой масштаб рынка для фирмы, на котором она будет функционировать;
- Интернационализация бизнеса является единственным способом достижения роста;
- Организационная культура фирмы способствует активному изучению новых возможностей для бизнеса за рубежом;
- Руководители имеют опыт работы в международном бизнесе;
- Руководство постоянно сообщает о своем стремлении по достижению успеха на международных рынках сотрудникам фирмы;
- Руководство развивает и улучшает человеческие и другие ресурсы для достижения поставленных целей на международном рынке.
Несмотря на различия в конъюнктуре рынка и экономической ситуации в бразильской экономике, такие как волатильность валютного курса и вмешательство государства в экспортную деятельность фирм, выбранные параметры продемонстрировали высокую надежность измерений.
Результаты исследования свидетельствуют о существовании явления быстрой интернационализации или «рожденных глобальными» фирм среди МСП в Бразилии, активное появление которых началось в 1990-х годах в связи с началом реформы либерализации торговли в 1990 г., организацией МЕРКОСУР в 1991 г. и созданием ВТО в 1995 г. Авторы отмечают, что среди экспортирующих фирм в Бразилии на данный момент 75% составляют МСП, но их доля в экспорте составляет всего 4%. Авторы полагают, что разработка государственной политики, поддерживающей «рожденные глобальными» фирмы будет иметь важное социальное и экономическое значение для Бразилии. Программы поддержки экспорта должны учитывать потребности малых и средних инновационных предприятий, которые, не имея высоких результатов на внутреннем рынке, осуществляют большинство операции на зарубежных рынках с момента своего основания.
Источник: M.A. Machado et al., “International orientation and export commitment in fast small and medium size firms internationalization: scales validation and implications for the Brazilian case” / Revista de Administra??o, vol. 51, (2016), pp. 255–265
https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0080210716300231