Россия и ВТО: присоединение и его последствия / Текущая аналитика / Аннотация Арсения Малей на статью «Две инициативы Шелкового Пути Китая»

Аннотация Арсения Малей на статью «Две инициативы Шелкового Пути Китая»

В статье подробно рассматриваются две недавние инициативы Китая, направленные на изменение структуры экономики и геополитики Евразии. Первая программа под названием Экономический Пояс Шелкового Пути (The Silk Road Economic Belt), анонсированная в сентябре 2013 года, заключается в создании наземных транспортных коридоров, которые бы соединили Китай и Европу, а также такие значимые регионы, как Индокитай, Южная Азия и Юго-Западная Азия. Вторая инициатива, Морской Шелковый Путь 21 века (21stCentury Maritime Silk Road), была анонсирована в октябре того же года и предполагает развитие портов с целью расширения каналов торговли Китая с такими приморскими регионами, как Юго-восточная Азия, Южная Азия, Средний Восток, Восточная Африка и Средиземноморье.

         Среди главных мотивов этих масштабных программ, планируемые десятилетние инвестиции которых составляют 800 млрд. долл., автор выделяет переход к биполярной международной системе, которой можно достичь при значительном усилении Китая. Среди экономических причин обозначены необходимость обеспечения безопасного доступа к источникам энергетических, промышленных ресурсов и продовольствию, а также развитие экспорта за счет продвижения индустрий с высокой добавочной стоимостью и возможности торговых и инвестиционных отношений с новыми рынками. Не менее важной причиной является возможность развития и повышения качества жизни удаленных от моря приграничных территорий Китая, которые, согласно программам, будут выполнять роль торговых узлов. Кроме того, среди мотивов автор отмечает необходимость диверсификации международных валютных резервов в сторону снижения роли доллара и планы по интернационализации китайского юаня.

         Инициативы Шелкового Пути представляют собой взаимовыгодную кооперацию, поскольку участвующим странам – развивающимся с низким или средним уровнем – не хватает адекватной инфраструктуры. Однако углубление экономической взаимозависимости вкупе с военным превосходством наделяют Китай серьезным рычагом влияния. В связи с этим, автор выделяет основные факторы, которые затруднят проведение данных программ. Во-первых, едва ли найдутся страны-соседи, которые согласились бы видеть Китай в качестве единоличного правителя Евразии. Во-вторых, такие страны, как США, Россия, Индия и Япония, будут пытаться предотвратить такого рода господство. В-третьих, все присущие Китаю проблемы, среди которых экологический кризис, системные финансовые риски, коррупция, недовольства рабочих, постарение населения и другие вызывают серьезные сомнения в способности страны удержаться на возрастающей траектории. 

Arase, D. (2015). China's Two Silk Roads Initiative: What It Means for Southeast Asia. Southeast Asian Affairs, 2015(1), 25-45.

Россия и ВТО: присоединение и его последствия

Кафедра мировой экономики экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, которая является единственным в России и на постсоветском пространстве институциональным партнером Всемирной торговой организации и реализует проект "Кафедра ВТО", при поддержке Министерства иностранных дел Великобритании представляет Вашему вниманию информационный портал "Россия и ВТО: оптимизация последствий присоединения". Он призван обеспечить надлежащую подготовку правительства, таможенной службы и бизнес-сообщества в Северо-Западном и других регионах России к операционным изменениям и изменениям в регулировании, которых требует присоединение России к ВТО.