Россия и ВТО: присоединение и его последствия / Текущая аналитика / Аннотация Анны Ткаченко на статью "Иск со стороны КНР"

Аннотация Анны Ткаченко на статью "Иск со стороны КНР"

      17 апреля 2009 года КНР подала запрос о проведении консультаций с США по вопросу конкретных мер, которые были приняты американской стороной в отношении импорта мяса домашней птицы, импортируемой из КНР. Эти меры сперва были опубликованы как Раздел 727 законодательного акта, принятого правительством США в 2009 году (Omnibus Appropriations), который полностью запрещает принятие и исполнение каких-либо мер, которые могли бы разрешить импорт мяса домашней птицы из КНР на территорию США.

      Китайская сторона считает, что США нарушает Пункты I:1 и XI:1 Генерального соглашения по тарифам и торговле от 1994 года и Пункт 4.2 соглашения в области сельского хозяйства. Кроме того, КНР заявляет о том, что хотя и не допускает того, что меры предпринятые США или любые подобные меры в отношении данного вопроса подразумевают принятие санитарных и фитосанитарных ограничений, Китай будет рассматривать такие меры как нарушение обязательств со стороны США согласно многим положениям данного договора.

      23 июня 2009 года КНР обратилась с предложением о создании консультативного совета. На встрече 20 июля 2009 года Орган по разрешению спорных вопросов отклонил создание данного совета.

На встрече 31 июля 2009 года Орган по разрешению спорных вопросов создал консультативный совет. Европейское сообщество, Гватемала, Корея и Турция сохранили свои права третьих сторон. Впоследствии, Бразилия и Тайвань также сохранили свои права третьих сторон. 16 сентября 2009 года КНР сделала запрос Генеральному директору ВТО Роберто Карвальо с целью определения состава совета. 23 сентября 2009 года Роберто Карвальо сформировал состав совета. 23 марта 2010 года глава Консультативного совета проинформировал о том, что не будет возможности завершить данную работу в течение 6 месяцев с момента образования Консультативного совета в связи с техническими сложностями и перенесением сроков некоторыми участниками. Консультативный совет принял решение об издании отчета и представлении его всем сторонам-участницам этого процесса к июлю 2010 года.

29 сентября 2010 года отчет консультативного советам был выслан участникам данного вопроса.

Консультативный совет выявил:

(i)            Требования санитарных и фитосанитарных мер  китайской стороны в рамках полномочий КНР. Консультативный совет не согласился с запросом американской стороны о признании санитарных и фитосанитарных мер необоснованными. Скорее , совет выявил то, что в своей просьбе   о проведении консультации Китай руководствовался Пунктом 11 указанного выше соглашения, а также указывал на то, что в основу требований Китая легли многие положения этого соглашения.

(ii)          КНР в своем устном заявлении на первой независимой встрече запросила предварительно договориться о том, чтобы Раздел 743 соглашения AAA 2010 также находился  в рамках компетенции данного совета. После встречи Консультативный совет уведомил КНР о том, что китайская сторона должна воздержаться от окончательного решения по данному вопросу, пока не будет опубликован текущий отчет. Китайская сторона не должна настаивать на требованиях в отношении Раздела 43 в данном споре, но может сохранить свое право в будущем на выдвижение требований относительно указанного положения.

      Консультационный совет также определил то, что касается требований китайской стороны в договоре о санитарных и фитосанитарных мерах:

(i)            Раздел 727 удовлетворил 2 два условия в Статье 1 данного соглашения о том, чтобы указанные меры считались санитарными мерами в рамках данного договора. Во-первых, Раздел 727 был определен для цели защиты прав людей и животных от риска заражения от ввозимой инфицированной продукции из КНР. Во-вторых, консультационный совет пришел к выводу о том, что Раздел 727 напрямую или косвенно влияет на международную торговлю продукцией птицеводства.

(ii)          Затем консультационный совет изучил требования китайской стороны в области данного договора и пришел к выводу о том, что Раздел 727 противоречит по  следующим пунктам:

(а) Пункт 5.1 и 5.2 соглашения о санитарных и фитосанитарных мерах, т.к. он не основывается  на оценке рисков, которые учитывают факторы из Пункта 4 Статьи 5.2;

(b) Пункт 2.2 соглашения о санитарных и фитосанитарных мерах, так как он не подкрепляется достаточными научными данными;

(с) Пункт 5.5 соглашения о санитарных и фитосанитарных мерах, так как различия, которые проводит компания ALOPS (предприятие, специализирующееся на продуктах здорового питания) в продукции мяса домашних птиц из КНР и других стран-экспортеров данной продукции совершенно не обоснованы, и тем самым демонстрирует дискриминацию в отношении КНР.

(d) Пункт 2.3 данного соглашения в первом предложении, та как существует противоречие Раздела 727 с Пунктом 5.5 и подразумевает то, что Раздел 727 также не соответствует Пункту 2.3 данного соглашения.

(е) Пункт 8.3 соглашения о санитарных и фитосанитарных мерах, так как в связи с введением Раздела 727 произошла незапланированная задержка в работе Службы контроля качества и безопасности продуктов по рассмотрению пунктов соглашения, и таким образом США не смогли рассмотреть положение Annex (1) (а) данного соглашения.

(iii) Консультационный совет отказался исполнить требования китайской стороны в том, что Раздел 727 не соответствует Пункту 5.6 соглашения о санитарных и фитосанитарных мерах, а также это рассматривается как превышение полномочий относительно Пункта 11 о разрешении спорных вопросов, чтобы прийти к объективному соглашению по данному вопросу.

Что касается требований китайской стороны в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле от 1994 года и защиты со стороны США согласно статье XX (b) Генерального соглашения по тарифам и торговле от 1994 года, то консультативный совет установил, что:

(i)            Несмотря на выявленные несоответствия в рамках  соглашения о санитарных и фитосанитарных мерах, консультативный совет решил продолжать проведение анализа требований Генерального соглашения по тарифам и торговле КНР и защите США в контексте Статьи XX(b) данного соглашения.

(ii)          Консультативный совет пришел к выводу, что Раздел 727 противоречит:

(a) Пункту 1:1 данного соглашения, так как США не предоставляет КНР каких-либо благоприятных условий для ввоза подобных продуктов по сравнению с теми условиями, которые США предоставляет другим членам ВТО.

(b) Пункту 1:1 Генерального соглашения по тарифам и торговле от 1994 года, так как в течении данного периода этот пункт был действующим, Раздел 727 устанавливал запрет на импорт мяса домашней птицы из КНР.

(iii)         Консультативный совет также установил, что Раздел 727 не подкрепляется Статьей XX(b)  Генерального соглашения по тарифам и торговле от 1994 года, так как совет выявил несоответствия со Статьями 2.2, 2.3, 5.1, 5.2 соглашения о санитарных и фитосанитарных мерах.

       Что касается требований китайской стороны по Пункту 4.2 соглашения в области сельского хозяйства, консультативный совет на основе правовой экономики воздержался от принятия решений по запросу КНР относительно Пункта 4.2 соглашения в области сельского хозяйства, так как выявил, что Раздел 727 не соответствует Пункту XI:1 Генерального соглашения по тарифам и торговле.

      Хотя консультативный совет обнаружил несколько нарушений, тем не менее он не рекомендовал, чтобы Орган по разрешению спорных вопросов обращался к США с просьбой о принятии мер по проведению в соответствие Раздела 727 данного договора и обязательств, принятых в данном соглашении, так как срок действия Раздела 727 уже истек.

Россия и ВТО: присоединение и его последствия

Кафедра мировой экономики экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, которая является единственным в России и на постсоветском пространстве институциональным партнером Всемирной торговой организации и реализует проект "Кафедра ВТО", при поддержке Министерства иностранных дел Великобритании представляет Вашему вниманию информационный портал "Россия и ВТО: оптимизация последствий присоединения". Он призван обеспечить надлежащую подготовку правительства, таможенной службы и бизнес-сообщества в Северо-Западном и других регионах России к операционным изменениям и изменениям в регулировании, которых требует присоединение России к ВТО.