Россия и ВТО: присоединение и его последствия / Текущая аналитика / Аннотация Андреевой Анастасии на статью Валдалисо И.М. «Продвижение в мировом рейтинге с незначительной помощью государства: испанская судостроительная отрасль во времена франкистского режима»

Аннотация Андреевой Анастасии на статью Валдалисо И.М. «Продвижение в мировом рейтинге с незначительной помощью государства: испанская судостроительная отрасль во времена франкистского режима»

Цель автора этой статьи - объяснить факторы, которые лежали в основе экспансии испанской судостроительной промышленности во времена франкистского режима, когда в 1970-х годах судостроение стало одним из ярких примеров успешной политики развития, а Испания – четвертой в рейтинге ведущих мировых производителей после Японии, Швеции и Германии. Доказательства, представленные в этой статье, свидетельствуют о том, что конкурентоспособность испанских верфей была достигнута в большей степени благодаря вмешательству государства, которое было активно вовлечено в сектор посредством политики в отношении таможенных пошлин, а также путем других инструментов поддержки в виде надбавок за строительство на отечественных верфях, налоговых льгот, экспортных кредитов и Программы согласованных действий.

Политика судостроения, применявшаяся во время так называемого франкизма (1940-1980-е гг.), базировалась на руководящих принципах, изложенных в испанском Законе от 1956 года об обновлении и защите торгового флота, который в целях защиты внутреннего рынка предлагал операторам судов льготные условия кредитования в качестве компенсации за обязательство строить корабли в Испании.

В отношении ставок импортных пошлин, при получении разрешении на ввоз импортного судна, судовладелец должен был платить пошлину, составлявшую в среднем 20 процентов от его стоимости, что было самой высокой ставкой, применяемой среди стран ОЭСР. Также, с целью снижения стоимости постройки судна на отечественных верфях, действовало разрешение на бесплатный ввоз некоторых материалов для постройки судов на экспорт, а также дифференцированная пошлина на сталь с 5-процентной ставкой для используемой в отечественном судостроении листовой стали, в то время как тариф для других изделий из чугуна и стали, превышал 35 процентов.

Предоставление заказчикам льготных условий в отношении порядка расчётов играло ключевую роль в заключении контрактов на строительство. В силу этого, испанские верфи были вынуждены брать долгосрочные кредиты для поддержания уровня производства и финансировать своих клиентов в краткосрочной и среднесрочной перспективе, что приводило к серьёзным проблемам с ликвидностью и поставило в зависимость от поддержки от государства в виде премий за строительство и налоговых льгот.

Также, в целях стимулирования экспорта, после 1960 года в Испании действовала система экспортных кредитов с участием как государственных, так и частных банков, процентные ставки которых были значительно ниже официальных рыночных.

Ещё одним механизмом государственной помощи была Программа согласованных действий в судостроительной промышленности, основная цель которой заключалась в повышении концентрации производства в испанском судостроении, поощряя сделки слияния и поглощения, с целью оптимизации производственных мощностей, получения эффекта масштаба и повышения конкурентоспособности.

В целом, хотя авторы также упоминают другие факторы, такие как специализация испанских верфей не только на производстве крупнотоннажных, но и небольших рыболовных судов, трансфер иностранных технологий и доступ к внешним рынкам, успех испанских верфей в период франкизма был в значительной степени обусловлен низкой стоимостью капитала благодаря вмешательсву государства и скрытым демпингом, на фоне постоянно растущего спроса на мировом рынке. Однако испанское судостроение было не в состоянии занять лидирующую позицию на мировом рынке в дальнейшем из-за недостатка потенциала поддерживать уровень глобальной конкурентоспособности.

Источник: Valdaliso J. M., Moving up in the league’ with a little help from the state: The Spanish shipbuilding industry during the developmental Francoist regime // The International Journal of Maritime History, 2018, vol. 30, no. 3, pp. 488–507. URL: 10.1177/0843871418778996journals.sagepub.com/home/ijh

Россия и ВТО: присоединение и его последствия

Кафедра мировой экономики экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, которая является единственным в России и на постсоветском пространстве институциональным партнером Всемирной торговой организации и реализует проект "Кафедра ВТО", при поддержке Министерства иностранных дел Великобритании представляет Вашему вниманию информационный портал "Россия и ВТО: оптимизация последствий присоединения". Он призван обеспечить надлежащую подготовку правительства, таможенной службы и бизнес-сообщества в Северо-Западном и других регионах России к операционным изменениям и изменениям в регулировании, которых требует присоединение России к ВТО.