Россия и ВТО: присоединение и его последствия / Текущая аналитика / Аннотация Андреевой Анастасии на статью Тэхи Ли и Хюн Юнг Нама «Исследование о «зелёном» судоходстве в ключевых странах: обзор верфей, судоходных компаний, портов и политики»

Аннотация Андреевой Анастасии на статью Тэхи Ли и Хюн Юнг Нама «Исследование о «зелёном» судоходстве в ключевых странах: обзор верфей, судоходных компаний, портов и политики»

В данной статье определены понятия «зелёного» судоходства и экологически безопасных судов, проведена оценка текущей ситуации в таких странах, как Европа, США, Япония, Китай на основе анализа судоходных компаний, верфей, портов и политики регулирования. Целью исследования является предложение стратегии перехода к «зелёному» судоходству в Южной Корее.

Помимо спада на рынке судостроения, наблюдаемого с 2008 года, верфи также сталкиваются с ужесточением мировых экологических норм. Ключевым регулирующим институтом является Международная морская организация (ИМО), предъявляющая особые требования к строительству судов. Экологически безопасными могут считаться суда, построенные в соответствии с требованиями Конвенции ИМО, то есть предполагающие сокращение выбросов парниковых газов. Именно такие суда представляют ключевой инструмент «зелёного» судоходства, которое связано c сокращением ресурсов и энергии при перевозке грузов и людей с целью защиты окружающей среды от парниковых газов и прочих загрязняющих веществ.

Мировой опыт показывает, что судостроительные и судоходные компании занимаются развитием экологически безопасных технологий судостроения в сотрудничестве с различными связанными организациями. Так, в Японии очень активно проводятся исследования и разработки с целью нахождения путей экономии энергии и сокращения выбросов углерода на базе созданной в 2013 году Морской инновационной японской корпорации (MIJAC), совместной исследовательской платформе, специализирующейся на научно-исследовательских технологиях судоходства. В Китае, с тех пор как в 2015 года в Пекине был принят проект по «Основным технологиям для судов на сжиженном природном газе», активно развиваются экологически чистые технологии судостроения для данного типа судов при поддержке Министерства науки и технологий. В Европе 46 судостроителей, производителей оборудования и научно-исследовательских институтов из 13 стран официально начали совместный исследовательский проект по развитию технологий экологически безопасного судоходства, называемый «LeanShips». В США военно-морским флотом под эгидой Управления военно-морских исследований (ONR) был реализован проект «Сервисных топливных элементов кораблей ВМФ» (SSFC) для сокращения топливного бюджета и разработки экологически чистых систем выработки электроэнергии. Крупнейшие судоходные компании, такие как MAERSK, Nippon Yusen Kabushiki Kaisha (NYK, Japan) и Mitsui O.S.K. (MOL) разрабатывают экологически безопасные суда в кооперации с консорциумами, в состав которых входят правительства, судостроительные верфи и институты, со собственными научно-исследовательскими организациями.

В отношении регулирования деятельности портов также проводятся ряд мер. Так, Агентство по охране окружающей среды США (EPA) реализует политику под названием «Чистый порт США», а также внедряет программу «Умный путь транспортного партнёрства» для оптимизации логистики и сокращения выбросов парниковых газов. С 2007 года в Японии проводится природоохранная портовая политика, а в транспортном двенадцатом пятилетнем плане развития Китая существует отдельная глава по «зелёным» транспортировкам.

В Республике Корея «зелёное» судоходство развивается недостаточно активно, хотя правительством и проводится ряд мер в данном направлении. Причинами отставания являются: несогласованность в понимании «зелёного» судоходства между судоходными компаниями и верфями; высокие транзакционные издержки из-за отсутствия кооперации между организациями судостроительной отрасли; неразвитость системы сервисного обслуживания экологических судов; отсутствие специализированных организаций и нехватка экспертов, которые бы своевременно отслеживали изменения, предпринимаемые ИМО. Главный механизм решения проблем авторы видят в создании механизма взаимодействия судостроительных и судоходных компаний, увеличении инвестиций в НИОКР, повышении финансовой поддержки со стороны государства и формирования институциональной базы, которая обеспечит внедрение НИОКР в производство через разработку соответствующей политики трансфера технологий.

Источник: Taehee Leea, Hyunjeong Namb A Study on Green Shipping in Major Countries: In the View of Shipyards, Shipping Companies, Ports, and Policies // The Asian Journal of Shipping and Logistics, 2017, no. 33(4), pp. 253-262. URL: http://dx.doi.org/10.1016/j.ajsl.2017.12.009

Россия и ВТО: присоединение и его последствия

Кафедра мировой экономики экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, которая является единственным в России и на постсоветском пространстве институциональным партнером Всемирной торговой организации и реализует проект "Кафедра ВТО", при поддержке Министерства иностранных дел Великобритании представляет Вашему вниманию информационный портал "Россия и ВТО: оптимизация последствий присоединения". Он призван обеспечить надлежащую подготовку правительства, таможенной службы и бизнес-сообщества в Северо-Западном и других регионах России к операционным изменениям и изменениям в регулировании, которых требует присоединение России к ВТО.