Россия и ВТО: присоединение и его последствия / Текущая аналитика / Аннотация Андреевой Анастасии на статью Мирто Калупсиди «Обнаружение и влияние промышленных субсидий: пример китайского судостроения»

Аннотация Андреевой Анастасии на статью Мирто Калупсиди «Обнаружение и влияние промышленных субсидий: пример китайского судостроения»

В этой статье автор затрагивает вопросы установления факта наличия субсидий и оценки последствий их использования, рассматривая в качестве примера субсидии, используемые правительством Китая для поддержки национального судостроения.

Говоря об определении субсидий как протекционистской меры промышленной политики страны, автор отмечает, что, хотя вмешательство государства в форме субсидий является распространённой практикой, а количество споров в ВТО о правомерности их применения огромно, существуют сложности установления факта их существования и принятия ответных мер в силу двух основных причин. Во-первых, национальные правительства скрывают или же не предоставляют полную и достоверную информацию о программах субсидирования. Во-вторых, трудно доказать наличие ущерба, вызванного субсидиями, так как сложно понять, каким было бы развитие отрасли без них.

Оценивая влияние субсидий, автор анализирует пример Китая, где правительство, провозгласив судостроение как «стратегически важную отрасль» и поставив задачу стать крупнейшей судостроительной державой в течение десятилетия, стало использовать механизм субсидирования для поддержки национальных производителей. Рассматривая опыт Китая, автор приходит к ряду выводов.

Во-первых, вмешательство правительства привело к существенной трансформации структуры мирового судостроительного производства: в отсутствие субсидий со стороны правительства доля Китая сократилась бы с 49% до 15%, а доля Японии увеличилась бы с 46% до 70%. Если не принимать во внимание новые верфи, то доля Китая уменьшилась бы с 50% до 40%, то есть строительство новых верфей сыграло важную, но не преобладающую роль в увеличении присутствия Китая на мировом рынке судостроения.

Во-вторых, предоставление субсидий национальным производителям в Китае привело к изменению цен на внешних рынках, так как в их отсутствии цены на новые суда во всех странах испытывали бы умеренный рост примерно на 7%. Благодаря поддержке государства общая прибыль судостроительной промышленности Китая увеличилась в пять раз (1 миллиард долларов вместо 5), а прибыль Японии снизилась примерно на 10%.

В-третьих, при наличии субсидий со стороны правительства Китая, произошло снижение ставок фрахта примерно на 3% из-за увеличения объёмов производства, и, соответственно, количества судов в период с 2006 по 2012 год. Однако, учитывая, что субсидирование затрат обошлось правительству в 4 млрд. долларов, а грузоотправители получили около 400 миллионов долларов в избытке, нельзя утверждать, что Китай извлекает выгоду из низких ставок фрахта для своей торговли.

В-четвертых, предоставление субсидий национальным судостроителям привело к сокращению издержек производства и снижению средней себестоимости судна, хоть и в меньшей степени, чем капитальные вложения правительства.

Наконец, автор отмечает, что влияние государственной поддержки в форме субсидий должно оцениваться в динамике из-за особенностей судостроительной отрасли: длительный период строительства и возможные задержки в сроках сдачи заказов, а также наличия положительной обратной связи между объёмами производства и величиной издержек. Не учитывая эффект масштаба, доля Китая на мировом рынке увеличилась бы только на 10%. Не принимая во внимание длительных сроков строительства, влияние субсидий на фрахтовые ставки было бы заметнее: снижение составило бы 6%, вместо 3%. Однако, когда верфи сталкиваются с динамической обратной связью величины издержек с объёмами производства, это может привести к перепроизводству в будущем.

Итак, благодаря государственной поддержке в форме субсидий китайские верфи стали более конкурентоспособными, а доля Китая на мировом рынке судостроения значительно увеличилась.

Источник: Myrto Kalouptsidi, Detection and Impact of Industrial Subsidies: The Case of Chinese Shipbuilding // Review of Economic Studies, 2018, no. 85, pp. 1111–1158. URL: https://academic.oup.com/restud/article-abstract/85/2/1111/4084590

Россия и ВТО: присоединение и его последствия

Кафедра мировой экономики экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, которая является единственным в России и на постсоветском пространстве институциональным партнером Всемирной торговой организации и реализует проект "Кафедра ВТО", при поддержке Министерства иностранных дел Великобритании представляет Вашему вниманию информационный портал "Россия и ВТО: оптимизация последствий присоединения". Он призван обеспечить надлежащую подготовку правительства, таможенной службы и бизнес-сообщества в Северо-Западном и других регионах России к операционным изменениям и изменениям в регулировании, которых требует присоединение России к ВТО.