Россия и ВТО: присоединение и его последствия / Текущая аналитика / Аннотация Андреевой Анастасии на статью Л. Цзяна, Э. Бастиансена, С. П. Странденеса «Международная конкурентоспособность судостроительной промышленности Китая»

Аннотация Андреевой Анастасии на статью Л. Цзяна, Э. Бастиансена, С. П. Странденеса «Международная конкурентоспособность судостроительной промышленности Китая»

В данной статье авторами разработана эконометрическая модель определения факторов конкурентоспособности судостроительной отрасли, позволяющая выявить как общие драйверы, так и специфические факторы, характерные для отдельных стран. Оценка модели проведена на основе данных по судостроению Китая, Японии и Республики Корея за период с 2000 по 2009 гг. в секторе строительства танкеров и балкеров.

Конкурентоспособность судостроения основана на трёх компетенциях: способность привлекать заказы, зависящая от предлагаемой контрактной цены; выполнение заказов качественно и в срок; удержание конкурентной позиции в бизнесе в долгосрочной перспективе. Чтобы оценить общий уровень конкурентоспособности, в качестве основной детерминанты авторы предлагают использовать показатель нормы прибыли, так как именно рентабельность является целью фирмы и основной причиной сохранения конкурентоспособности. Оценка данных по странам показывает, что прибыльность судостроения была более высокой и поддерживалась в течение более длительного периода времени в Китае. Кроме того, конкурентоспособность Китая варьируется в зависимости от позиций конкурентов и рыночных условий. Так, Китай обладает большей конкурентоспособностью по сравнению с Японией, чем с Южной Кореей, а относительная конкурентоспособность Китая увеличивается во время кризисов. Рыночный спрос является самым влиятельным фактором конкурентоспособности всех трех стран, в то время как другие являются значимыми только для отдельной страны. В частности, основной источник конкурентоспособности Китая заключается в низком уровне затрат. В то же время, основным драйвером для Японии и Южной Кореи является положительное отклонение от контрактной цены (выше средней рыночной цены). Это объясняется тем, что южнокорейское и японское судостроение отличает высокий уровень технологий и стратегических инноваций, что вносит важный вклад в позитивные отклонения цен.

Анализируя исторические сдвиги в позициях лидерства, очевидно, что стратегия низких издержек, которая в настоящее время характерна для Китая, может быть эффективна только в краткосрочном периоде. В долгосрочной перспективе судостроительным заводам необходимо развивать такие аспекты, как качество, новые технологии и инновации, следуя стратегии дифференциации. Такая улучшенная дифференциация позволит достичь положительных отклонений в цене и достичь устойчивой конкурентоспособности. Именно это объясняет тот факт, что Южная Корея и Япония остаются лидерами судостроения на протяжении долгого времени. Анализируя тенденции судостроительного рынка в настоящее время, авторы выделяют две тенденции. Во-первых, столкнувшись с избыточным избытком навалочных судов и танкеров, на рынке нового строительства наблюдается рост заказов на газовозы и оборудование для освоения шельфа Во-вторых, существует тенденция к увеличению спроса на суда, которые соответствуют требованиям экологических стандартов.

Таким образом, авторы приходят к выводу, что конкурентоспособность судостроения Китая неустойчива и в дальнейшем будет зависеть от возможности подстроиться под изменение рыночных условий и спроса. Это, в свою очередь, напрямую связано с решением двух ключевых задач: контроля затрат и повышения добавленной стоимости, что позволит достичь положительного отклонения от контрактной цены. Причём для китайского судостроения критическим является второй аспект, который зависит как от внутренних факторов судостроительной отрасли, таких как дизайн, скорость доставки судна, технологии, качество и послепродажное обслуживание, так и от внешних, таких как государственная поддержка и промышленная политика.

Источник: Liping Jiang, Erik Bastiansen, Siri P. Strandenes The international competitiveness of China’s shipbuilding industry // Transportation Research Part E 60, 2013, рр. 39–48 URL:

http://dx.doi.org/10.1016/j.tre.2013.10.001

Россия и ВТО: присоединение и его последствия

Кафедра мировой экономики экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, которая является единственным в России и на постсоветском пространстве институциональным партнером Всемирной торговой организации и реализует проект "Кафедра ВТО", при поддержке Министерства иностранных дел Великобритании представляет Вашему вниманию информационный портал "Россия и ВТО: оптимизация последствий присоединения". Он призван обеспечить надлежащую подготовку правительства, таможенной службы и бизнес-сообщества в Северо-Западном и других регионах России к операционным изменениям и изменениям в регулировании, которых требует присоединение России к ВТО.