Россия и ВТО: присоединение и его последствия / Текущая аналитика / Аннотация Андреевой Анастасии на статью И. Туляковой, Е. Греговой и В. Деньгова «Оценка конкурентоспособности судостроения России»

Аннотация Андреевой Анастасии на статью И. Туляковой, Е. Греговой и В. Деньгова «Оценка конкурентоспособности судостроения России»

В данной статье авторы определяют текущее положение России на мировых ранках гражданского и военного судостроения, анализируют сложившийся механизм государственной поддержки судостроительной отрасли, а также рассматриваются проблемы и перспективы развития.

В силу наличия ряда серьёзных проблем, таких как отсутствие высококвалифицированного инженерного и рабочего персонала, высокая степень морального износа основных средств, невыгодные условия предоставления кредитов, низкая локализация производства комплектующих, поддержка со стороны государства является необходимой мерой сохранения конкурентоспособности отечественного судостроения и обеспечения национальной безопасности. Более того, поддержание стабильного развития отрасли, являющейся одним из крупнейших работодателей, выступает гарантом социальной стабильности.

В настоящее время государственная поддержка судостроения в РФ осуществляется в рамках реализации государственных программ развития отрасли и через проведение реструктуризации.

Основная государственная программа в настоящее время - «Развитие судостроения на 2013-2030 годы» - содержит амбициозные цели по улучшению позиций российского судостроения в мире и предусматривает финансирование отрасли. Оценивая перспективы выполнения задач по финансированию, следует учитывать глубокий экономический кризис, с которым РФ столкнулась в 2014-2016 годах, вследствие которого, по мнению авторов, будут сокращены ассигнования на Государственный оборонный заказ. Более того, экономические санкции в отношении РФ в настоящее время создают проблемы с приобретением импортного оборудования.

Основным результатом структурной реорганизации отрасли является создание «ОСК», которая представляет собой крупнейший судостроительный холдинг, образованный по указу Президента в 2007 г. и включающий более 60 судостроительных верфей.

Авторы отмечают, что в настоящее время наблюдается дисбаланс в развитии гражданского и военного судостроения. Если в области военно-морской техники РФ не только удовлетворяет свои потребности, но и является крупным поставщиком на мировые рынки, то в гражданском судостроении РФ не только не может составить конкуренцию иностранным производителям, но даже не способна удовлетворить внутренние потребности.

Так, в последние годы экспорт военно-морской техники неуклонно растет, причём РФ имеет лидирующее положение в производстве надводных военных кораблей и второе - в производство подводных лодок и малых судов, что свидетельствует о высоком конкурентном потенциале российского военного судостроения. Напротив, доля РФ на мировом рынке гражданского судостроения остаётся на уровне 0,6%, в то время как 86% мирового объема заказов принадлежит судоверфям Большой тройки (КНР, Южная Корея и Япония) благодаря низкими издержкам производства, внедрению передовых технологий, а также репутацией верфей этих стран как надежных поставщиков. В отношении внутреннего рынка, отечественным производителям принадлежит только 4%. Развитию гражданского судостроения препятствуют внутренние проблемы и длительный глобальный экономический кризис, который приводит к падению спроса на грузовые морские перевозки, и, соответственно, сами суда.

В отношении рыночных сегментов, в которых у РФ есть перспективы развития, авторы утверждают, что РФ бесполезно конкурировать с Большой тройкой в строительстве крупнотоннажных гражданских судов. Национальное гражданское судостроение должно быть сосредоточено в таких приоритетных рыночных нишах, как разработка и производство оборудования для разведки арктических нефтяных месторождений, ледоколов для поддержания Северного морского пути, а также морских и речных судов для внутренних операций. По мнению авторов, намного легче и разумнее развивать те рыночные ниши, опыт производства в которых уже накоплен, чем учиться производить что-то совершенно новое.

Источник: I. Tulyakova, Е. Gregova, V. Dengov, Assessment of Competitiveness of Shipbuilding Industry in Russia// “Na?e more”, 2017, no. 64 (3), pp. 112-119. URL: https://hrcak.srce.hr/file/277683

Россия и ВТО: присоединение и его последствия

Кафедра мировой экономики экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, которая является единственным в России и на постсоветском пространстве институциональным партнером Всемирной торговой организации и реализует проект "Кафедра ВТО", при поддержке Министерства иностранных дел Великобритании представляет Вашему вниманию информационный портал "Россия и ВТО: оптимизация последствий присоединения". Он призван обеспечить надлежащую подготовку правительства, таможенной службы и бизнес-сообщества в Северо-Западном и других регионах России к операционным изменениям и изменениям в регулировании, которых требует присоединение России к ВТО.