Россия и ВТО: присоединение и его последствия / Текущая аналитика / Аннотация Андреевой Анастасии на статью Г. Шаффера, Р. Вулфа и Винсента Ли «Могут ли неформальные нормы обеспечить выполнение обязательств по субсидиям?»

Аннотация Андреевой Анастасии на статью Г. Шаффера, Р. Вулфа и Винсента Ли «Могут ли неформальные нормы обеспечить выполнение обязательств по субсидиям?»

Общеизвестно, что меры государственной поддержки отраслей национальной экономики сложно подчинить нормам «жёсткого» права (формальным и обязательным). В данной статье авторы анализируют, могут ли такие нормы быть дополнены или заменены на инструменты «мягкого» права (неформальные), и если да, то при каких условиях.

В целом, как формальные правила, так и неформальные нормы не позволяют достичь абсолютного результата: всё зависит от принципов и институциональных особенностей в каждом конкретном случае. Так, отраслевое (или вертикальное) регулирование сельскохозяйственных субсидий кажется более сильным, чем всеобщие (горизонтальные) нормы ВТО в целом.

Несоблюдение неформальных правил может привести к социальным санкциям (бойкот потребителей) или повлиять на финансирование (из МВФ или Всемирного банка) и, таким образом, работать путем принуждения. базироваться на принципах взаимности, какие существуют в системах экспертной оценки ВТО и ОЭСР на основе взаимных обязательств, связанных с представлением отчетности, мониторингом и оценкой. Обмен информацией и обсуждения имеют «эффект обучения», стимулируя желание следовать таким правилам в дальнейшем.

Проанализировав механизмы субсидирования в различных отраслях, авторы приходят к выводу, что некоторые организации и механизмы являются более действенными. Причина различия в том, что выбор институтов зависит от специфики конкретной отрасли, а институциональная эффективность - от ясности определения термина «субсидии», консенсуса в отношении обязательств, доступа и достоверности информации, а также сложившейся структуры институционального мониторинга.

Рассматривая субсидии, связанные с вопросами честного ведения торговли, авторы упоминают два противоположных случая. С одной стороны, механизм экспортных кредитов ОЭСР является положительным примером того, как принятые путём консенсуса небольшим числом участников правила, в сочетании с механизмами уведомления и экспертной оценки, дали импульс к нормативному урегулированию и показали, как формально необязательный механизм может привести к международному правовому порядку. Напротив, основанные на принципах «жёсткого» права инициативы ОЭСР по субсидиям в отрасли судостроения стали не получили всеобщего признания и стали только препятствием в достижении поставленных целей в силу небольшого количества участников, по сравнению с почти глобальным охватом ВТО, и сосредоточения на конкретном секторе.

Далее, рассматривая субсидии, обостряющие проблемы предоставления общественных благ (субсидии в рыболовстве и на ископаемые виды топлива), авторы отмечают, что достичь социального консенсуса, необходимого для всеобъемлющих дисциплин по субсидиям, ещё сложнее. Основная трудность состоит в том, что имеющаяся информация о предоставляемых субсидиях не является прозрачной и нейтральной в силу различий в понимании самого термина «субсидии» и невозможности достичь консенсуса относительно цели их использования между торговыми партнёрами. Невозможность прийти к общепризнанному определению самого термина, в свою очередь, представляет сложности выполнения обязательств по уведомлению, поскольку неясно, о чём именно необходимо уведомлять.

Авторы приходят к выводу, что четкость определения термина «субсидии» обеспечивает однозначность понимания обязательств, и, таким образом, позволяет повысить соблюдению правовых норм. Более достоверные данные означают большую прозрачность, позволяя торговым партнерам и заинтересованным сторонам оказывать влияние на реформы. Такое давление легче применить в организациях с сильной институциональной структурой, которая обеспечивает устойчивое взаимодействие членов для уточнения определений и обязательств, облегчает контроль за исполнением обязательств, выбор средств правовой защиты, а также проведение мониторинга. Более того, эффективного выполнения обязательств легче достичь тогда, когда правила ориентированы на небольшое число участников.

Источник: Gregory Shaffer, Robert Wolfe and Vinhcent Le, Can Informal Law Discipline Subsidies? // Journal of International Economic Law, 2015, no. 18, pp. 711–741. URL: doi: 10.1093/jiel/jgv043

Россия и ВТО: присоединение и его последствия

Кафедра мировой экономики экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, которая является единственным в России и на постсоветском пространстве институциональным партнером Всемирной торговой организации и реализует проект "Кафедра ВТО", при поддержке Министерства иностранных дел Великобритании представляет Вашему вниманию информационный портал "Россия и ВТО: оптимизация последствий присоединения". Он призван обеспечить надлежащую подготовку правительства, таможенной службы и бизнес-сообщества в Северо-Западном и других регионах России к операционным изменениям и изменениям в регулировании, которых требует присоединение России к ВТО.