
Аннотация Анастасии Пахомовой на статью Ч. Чена «Последствия вступления Китая в ВТО для автопрома - рудиментарный подход с точки зрения масштаба экономики»
Данная статья была написана группой китайских экономистов под началом Чжо Чена (Zhuo Chen*, Pengyi Shi, Chenkai Ni, Yin Chen). Анализируя автомобильную промышленность Китая до и после вступления в ВТО, авторы к следующим выводам. В результате успешных отечественных экономических реформ в сочетании с быстро развивающимся международным рынком, готовым покупать трудоемкие китайские продукты, экономика Китая росла примерно на 10% в год в течение последних 28 лет, а ВВП на душу населения вырос до 10561 юаней к 2004 году. Это внушительное развитие способствовало занятию Китаем второго после США места в рейтинге стран по величине прямых иностранных инвестиций. Китай на сегодняшний день является крупнейшей развивающейся экономикой - на 30% больше, чем Бразилия. В ближайшие десятилетия рейтинг Китая в мировой экономике, как ожидается, продолжит расти.
Благодаря благоприятной среде для открытия ТНК (транснациональные корпорации), увеличению инвестирования в отечественных производителей и росту доходов для городских жителей, китайский автопром также переживает самый быстрый подъем в своей истории. Общий объем производства вырос с 1475 тысяч автомобилей в 1996 году до 5700 тысяч в 2005 году, а среднее количество машин на душу населения увеличилось с 0,2364% в 1996 году до 1,1364% в 2004 году. В 1999 представители США и Китая достигли двустороннего соглашения по условиям китайского членства во Всемирной торговой организации. При вступлении в ВТО в 2001 году, Китай согласился на проведение крупных реформ, которые, безусловно, отразились на автомобильной промышленности.
Значительная часть существующих исследований была сосредоточено на потенциальном ущербе для китайских производителей автомобилей в рамках конкуренции с иностранными гигантами. Некоторые ученые давали рекомендации для менее развитой автомобильной промышленности Китая, чтобы она смогла противостоять вызовам глобализации. Часть исследователей утверждали, что китайская автомобильная промышленность находится в зачаточном состоянии и не сможет выдержать конкуренцию. Однако практически ничего не было написано на тему выгоды производителей от новых возможностей для повышения технологической составляющей и преимущества от масштаба экономики.
Эта статья восполняет данный пробел, доказывая, что ожидание потенциальной конкуренции от участия Китая в ВТО будет способствовать развитию страны. Приняв важные реформы, китайское правительство способствовало значительному увеличению открытости рынка, что, естественно, сделало жизнь китайских производителей сложнее, но в итоге данное решение будет способствовать промышленной концентрации, которая приведет к экономии от масштаба и снижению средней стоимости производства автомобилей. Эта тенденция, в конечном счете, сократит разрыв в цене между внутренним и мировым рынками, что будет выгодно в первую очередь потребителю и приведет к росту уровня социального благосостояния. Безусловно, поскольку вступление в ВТО произошло относительно недавно, авторы заключают, что последствия для автомобильной промышленности Китая по-прежнему неоднозначны, исходя из этого, дальнейшие исследования данного вопроса актуальны и необходимы.
Ссылка на оригинал статьи: http://www.mech.pku.edu.cn/robot/fourleg/members/shipengyi/paper21.pdf