Аннотация Анастасии Озеровой на статью Виллема Торбеке «Почему Япония потеряла сравнительное преимущество в производстве электронных деталей и компонентов»
Данное исследование посвящено электронным деталям и компонентам (ep&c), которые с 1994 года были второй экспортной категорией Японии на 4-значном уровне Международной стандартной отраслевой классификации (ISIC). Учитывая значимость данной товарной группы в структуре экспорта Японии, важно понимать, почему сравнительное преимущество Японии в производстве этих товаров упало после мирового финансового кризиса, в то время как аналогичные показатели Кореи и Тайваня взлетели. Япония была крупнейшим в мире экспортером электронных деталей и компонентов до мирового финансового кризиса, но к 2017 году Тайвань и Южная Корея экспортировали в два раза больше стоимости электронных деталей и компонентов, чем Япония.
Экспортные цены Японии очень чувствительны к изменениям обменного курса иены. Авторы статьи утверждают, что укрепление курса иены в 2007–2011 годах привело к снижению экспортных цен на электронные части и компоненты на 28%, а также к незначительному уменьшению объемов экспорта ep&c (повышение курса иены на 10% может привести к сокращению экспорта ep&p на 2,1–2,7%), и, совместно с обесцениванием нового тайваньского доллара, к снижению биржевых цен на полупроводники Японии.
Когда сильная иена потрясла сектор японской электроники, ее способность удерживать инвестиции упала. Экспортные цены во время и после мирового финансового кризиса упали по отношению к затратам на производство, что привело к снижению прибыли. Резкое снижение прибыли, в свою очередь, мешало японским производителям ep&c вкладывать достаточно средств в капитал и инновации, чтобы поддерживать конкурентоспособность отрасли. После шока японские фирмы были не способны поддерживать инвестиции на уровне, предшествующем мировому финансовому кризису, в то время как производители Кореи и Тайваня увеличивали прибыль, что позволило им инвестировать значительные средства и сохранить свое сравнительное преимущество в производстве ep&c.
Опыт Японии дает пару уроков. Во-первых, неожиданные потрясения могут привести к внезапным изменениям перспектив отрасли. Японские компании должны делать сбережения в хорошие времена, чтобы быть готовыми к кризисам. В плохие времена они должны сосредоточиться на поддержании долгосрочной жизнеспособности и сопротивляться эффектам гистерезиса. Во-вторых, ценовая конкуренция угнетает японских производителей. Японские компании должны сосредоточиться на продуктах, где ценится мастерство и большие прибыли. Примерами этого являются керамические фильтры, которые производит Murata, или датчики изображения, которые производит Sony. Найдя ниши, где они имеют рыночную власть, фирмы могут уменьшить свою подверженность изменчивым обменным курсам.
Японская иена и корейская вона двигались в противоположных направлениях в период между 2003 и 2013 годами, и, поскольку иена выросла по отношению к воне, японские фирмы-производители электроники столкнулись с жесткой конкуренцией со стороны корейских фирм. Однако, озадачивает тот факт, что японские акции полупроводников не подвержены влиянию корейской воны и нового тайваньского доллара. Также следует отметить, что Murata Manufacturing может выиграть от более слабой воны, предполагая, что между Murata и корейскими фирмами существуют взаимодополняющие отношения. Будущие исследования должны изучить связь конкурентных и кооперационных отношений между японскими, тайваньскими, корейскими и другими азиатскими фирмами. Это доказательство может помочь в формулировании региональной политики обменного курса, которая ослабит давление политики «разори соседа» и усилит цепочки создания стоимости в Азии.
Willem Thorbecke. Why Japan lost its comparative advantage in producing electronic parts and components. // Journal of The Japanese and International Economies. 2019. Issue 54. URL:https://proxy.library.spbu.ru:2068/science/article/pii/S0889158319300413. (Access date: 17.04.2020)