Россия и ВТО: присоединение и его последствия / Текущая аналитика / Аннотация Анастасии Озеровой на статью Тоси Х. Аримура, Синдзи Канэко, Сюнсукэ Манагэ, Такауоси Синкума, Масаси Ямамото, Юитиро Ёсида «Политическая экономия волюнтаристских подходов: урок экологической политики в Японии»

Аннотация Анастасии Озеровой на статью Тоси Х. Аримура, Синдзи Канэко, Сюнсукэ Манагэ, Такауоси Синкума, Масаси Ямамото, Юитиро Ёсида «Политическая экономия волюнтаристских подходов: урок экологической политики в Японии»

Цель данного исследования состояла в выявлении различий экологической политики Японии и других развитых стран. Стратегия Японии сильно отличается от традиционного подхода жесткого регулирования, применяемого в США и ЕС. Жесткое регулирование подразумевает рыночные механизмы, такие как схемы торговли квотами на выбросы или налоги на выбросы, сопровождаемые строгим мониторингом исполнения. В США экологическая политика реализуется посредством нисходящих решений правительства. Влияние фирм-загрязнителей на применяемые нормативные акты ограничено или, по большей части, косвенно по сравнению с их влиянием в Японии.

Следует отметить, что в прошлом Япония также взимала плату за загрязнение. Страна страдала от серьезного загрязнения воздуха из-за увеличения выбросов SOx и NOx в 1960-х и 1970-х годах. Плата за серу была введена не для эффективного сокращения общих выбросов, а для финансирования программы компенсации жертвам загрязнения воздуха. В то же время был введен регламент количественного контроля, основанный на добровольном подходе. Количественный контроль был более эффективен при сокращении общего количества выбросов, чем плата за загрязнение, поскольку она не была установлена на достаточно высоком уровне для сокращения выбросов. Схема добровольной торговли выбросами в Японии может быть еще одним примером рыночного инструмента для парниковых газов, тем не менее, она не является обязательной.

Уникальность японской экологической политики заключается в принятии волюнтаристских подходов к сокращению общих выбросов путем переговоров с предприятиями, загрязняющими окружающую среду. Идея такого типа подходов заключается в том, что правительство может побуждать предприятия к добровольному сокращению выбросов, используя нежесткие правила и угрозу введения жестких правил. Нежесткие правила заключаются в контроле количества выбросов исходя из стандарта общих выбросов. Целевой уровень выбросов может быть достигнут с помощью добровольных усилий загрязнителей, без немедленного наказания за не достижение цели. Нежесткое регулирование является довольно эффективным, особенно когда введение жестких правил является дорогостоящим: оно позволяет избежать высоких операционных затрат на управление.

В Японии загрязняющие фирмы или представительная организация регулируемой отрасли обычно приглашаются стать членами советов «Синги-Каи», которые являются консультативными советами по экологическим законам или нормативным актам. «Синги-каи» управляются Министерством охраны окружающей среды (МОЕ) совместно с Министерством экономики, торговли и промышленности (МЕТИ), поддерживающим промышленность. Эти советы дают возможность МОЕ вести переговоры и сообщать о своих намерениях компаниям-загрязнителям. Намерения включают стандарты и цели, а также степень решимости МОЕ ввести более жесткие правила. В большинстве случаев природоохранная политика Японии использует волюнтаристский подход, поскольку жесткие нормативные положения влекут за собой более серьезные последствия не только для регулирующего органа, но и для компаний-загрязнителей. Если правительство решит не вести переговоры с фирмами-загрязнителями в процессе разработки политики и введет жесткие правила, оно столкнется с сильным сопротивлением со стороны загрязняющей отрасли, которая опасается, что правительства выберут политику, основанную на экономических инструментах, как в случае с западными странами. Как только эта политика будет введена, прибыль фирм неизбежно сократится даже ниже, чем в случае контроля за количеством, в то время как правительство может воспользоваться преимуществами эффективного снижения выбросов.

Авторы отметили, что волюнтаристские подходы не всегда успешны. Ключевым в данном подходе является количество заинтересованных сторон (ЗС), с которыми правительство должно вести переговоры. Чем больше это число, тем больше вероятность неэффективности подхода. Одним из примеров участия заинтересованных сторон является дерегулирование рынка электроэнергетики. В ответ на ядерные аварии на Фукусиме после великого землетрясения на востоке Японии люди начали подвергать сомнению структуру отрасли, то есть регулируемую региональную монополию с вертикальной интеграцией. В последнее десятилетие рынок постепенно дерегулировался, хотя розничные продажи электроэнергии домохозяйствам все еще были монополизированы в каждом регионе. Кроме того, передача и распределение были монополизированы десятью региональными компаниями-монополистами. Обсуждая реформу электроэнергетического сектора, правительство решило ослабить участие энергетических компаний из Cинги-Кая, что привело к дерегулированию розничного рынка и отделению передачи и распределения электроэнергии от ее производства. Таким образом, меньшее участие ЗС стало ключом к быстрой реформе отрасли.

Тем не менее, этот успех не означает, что правительства всегда вынуждены прибегать к жесткому регулированию экономики. Как видно из некоторых природоохранных стратегий Японии, волюнтаристские подходы хорошо работают, если правительство преуспевает в переговорах с организацией, обладающей контролем над регулируемыми фирмами. Если организации, представляющей отрасль, еще не существует, правительство может создать ее. Однако введение значимых экологических целей может стать затруднительным, если влияние таких организаций становится слишком сильным.

Toshi H. Arimura, Shinji Kaneko, Shunsuke Managi, Takayoshi Shinkuma, Masashi Yamamoto, Yuichiro Yoshida. Political economy of voluntary approaches: A lesson from environmental policies in Japan. // Economic Analysis and Policy. 2019. Issue 64, pp. 41-53. URL:https://proxy.library.spbu.ru:2068/science/article/pii/S0313592619301225. (Access date: 17.04.2020)

Россия и ВТО: присоединение и его последствия

Кафедра мировой экономики экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, которая является единственным в России и на постсоветском пространстве институциональным партнером Всемирной торговой организации и реализует проект "Кафедра ВТО", при поддержке Министерства иностранных дел Великобритании представляет Вашему вниманию информационный портал "Россия и ВТО: оптимизация последствий присоединения". Он призван обеспечить надлежащую подготовку правительства, таможенной службы и бизнес-сообщества в Северо-Западном и других регионах России к операционным изменениям и изменениям в регулировании, которых требует присоединение России к ВТО.