Аннотация Анастасии Озеровой на статью Такэо Хоси «Удалось ли Абэномике повысить приток прямых иностранных инвестиций в Японию?»
Цель данной статьи состояла в оценке успешности одного из направлений политики Абэномики, сформулированного в июне 2013 г. в рамках первоначальной стратегии роста, – привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Японию. Для достижения поставленной цели автором было проведено исследование, направленное на оценку эффективности политики.
Уровень притока прямых иностранных инвестиций в Японию (5% ВВП) значительно ниже показателей других стран с развитой экономикой (более 20% ВВП). Темп роста притока ПИИ в Японию был ниже среднемирового уровня за последнее десятилетие. Одной из причин, объясняющих низкий уровень ПИИ в Японии, является удаленное географическое положение страны от многих источников капитала, которые перемещаются на международном уровне. Среди других сдерживающих факторов, влияющих на привлекательность Японии для иностранных инвесторов, можно выделить японские кэйрэцу, которые создают жесткую конкуренцию и не позволяют иностранным фирмам проникать в Японию, а также системы корпоративного управления, которые не допускают внешних директоров и ограничивают влияние акционеров. Согласно данным ежегодного опроса, проводимого Министерством экономики, торговли и промышленности, высокая стоимость ведения бизнеса препятствует расширению ПИИ Японии. Повышение рейтинга ведения бизнеса является еще одной целью структурной реформы Абэномики.
Для определения мер, необходимых для привлечения ПИИ в Японию, была создана экспертная группа, которая, на основе мнения многих руководителей иностранных компаний, работающих в Японии, рекомендовала сократить существенные различия между японской и мировой системами в нескольких областях: (i) систему корпоративного налогообложения; (ii) систему занятости; (iii) корпоративное управление; (iv) систему корпоративных слияний; и (v) различные правила и административные процедуры. Группа также указала на важность продвижения международных соглашений, включая соглашения об экономическом партнерстве, договоры о социальном обеспечении и налоговые договоры. Улучшение условий жизни иностранцев в Японии также считается важным для привлечения дополнительных ПИИ. Группа рекомендовала расширить поддержку и преференциальные режимы в отношении иностранных фирм, въезжающих в Японию, которые предоставляются Японской организацией внешней торговли (JETRO), центральным правительством и местными органами власти.
В 2014 г. Правительство создало Совет министров по содействию ПИИ в Японии, который опубликовал «Пять обещаний привлечь иностранный бизнес в Японию». По сравнению с докладом группы экспертов, «Пять обещаний» в основном направлены на улучшение условий жизни иностранцев и не затрагивают вопросов гармонизации с глобальными стандартами, межправительственных соглашений или нормативных и административных вопросов. Поскольку регуляторные и административные проблемы являются важными факторами, которые мешают многим иностранным фирмам расширить свою деятельность в Японии, отсутствие внимания к этим вопросам ставит под сомнение эффективность политики.
В 2016 г. Совет министров подготовил «Пакет политик для привлечения ПИИ в Японию, чтобы сделать Японию глобальным центром», состоящий из двух наборов мер. Первый включает меры по привлечению иностранных компаний: (i) коммуникация и связи с общественностью (PR); (ii) попытки подключить иностранные компании к японским малым и средним предприятиям; и (iii) содействие инвестициям в региональные районы Японии. Второй набор политик включает в себя: (i) улучшение правил и административных процедур; (ii) привлечение и развитие конкурентоспособных на мировом уровне человеческих ресурсов; (iii) улучшение условий жизни для иностранных граждан.
В стратегии роста администрации Абэ установлен ключевой показатель эффективности (KPI) объема ПИИ в 35 триллионов иен к 2020 году. Однако исследование средних темпов роста показало отсутствие видимых признаков улучшения после начала политики Абэномики. В период с 2012 по 2015 гг. приток прямых иностранных инвестиций Японии увеличился с 19,2 трлн иен до 24,4 трлн иен. Автором было проведено сравнение фактического уровня притока ПИИ и уровня, который был бы реализован, если бы политика, направленная на привлечения ПИИ в Японию, не проводилась. Основой сравнения послужили две гипотезы. Первая гипотеза подразумевала, что накопленные ПИИ следовали бы тренду с постоянным темпом роста периода 1996-2007 гг.. Проверка гипотезы показала, что если бы темпы роста ПИИ в 2012-2015 гг. вернулись к нормальному тренду после стагнации (период с 2007 по 2012 считается «потерянным» - необходимым для восстановления после мирового финансового кризиса), к 2020 году можно было бы ожидать объема ПИИ на уровне 52 трлн. иен, что значительно превышает установленную цель. Вторая гипотеза предполагала постоянный темп роста соотношения ПИИ к ВВП. Проверка гипотезы подтвердила, что среднегодовой темп роста ВВП в размере 3% позволил бы достичь назначенной цели в 52 трлн. иен для ПИИ, 628,5 трлн. иен для ВВП в 2020 г. (целевой показатель Абэномики) независимо от проведения Абэномики. Это приводит к выводу, что KPI для притока ПИИ не был установлен на достаточно высоком уровне, для которого требуется успешная реализация стратегических мер.
Следует отметить, что возможной причиной отсутствия четкого влияния политики на ПИИ является краткий срок ее применения. Автор не исключает, что политика Абэномики в конечном итоге подтолкнет приток ПИИ в Японию и будет способствовать экономическому росту. Однако чтобы достичь цели, правительству необходимо больше сосредоточиться на регулятивных и административных реформах, чтобы устранить препятствия для расширения бизнеса иностранных компаний в Японии, улучшить условия жизни иностранных граждан, снизить налог на прибыль корпораций и снизить стоимость ведения бизнеса в целом.
Takeo Hoshi. Has Abenomics succeeded in raising Japan’s inward foreign direct investment?. // Asian Economic Policy Review. July 2018. Issue 13, pp. 149–168. URL:http://proxy.library.spbu.ru:2125/ehost/pdfviewer/pdfviewer?vid=1&sid=65976887-f5cf-46f6-8290-15de6d05c742%40pdc-v-sessmgr04. (Дата обращения: 3.12.2019)