Аннотация Анастасии Озеровой на статью «Соглашение об экономическом партнерстве между Японией и ЕС – экономический потенциал и политические перспективы». Автор: Ханнс Гюнтер Хилперт
В данной статье автор рассматривает экономический потенциал JEEPA, его ограничения и политическое значение. После более чем 4 лет переговоров Япония и ЕС достигли соглашения о двусторонней свободной торговле. Предполагаемая либерализация торговли товарами, сельским хозяйством и услугами создаст крупнейшую в мире зону свободной торговли. Таким образом, Япония и Европа выступают против протекционизма и за свободную торговлю и модернизацию правил мировой торговли.
Упрощение доступа на рынок и модернизация торговых правил предполагает следующие меры: отмену тарифов, ограничение нетарифных торговых барьеров, определение правил, касающихся торговли услугами, государственных закупок и прав на интеллектуальную собственность. Несмотря на то, что в ЕС и Японии уже реализуются либеральные таможенные режимы, отмена тарифов стала одной из самых противоречивых областей переговоров. Основное требование Японии заключалось в беспошлинном ввозе в ЕС автомобилей, автозапчастей и электроники, а ЕС требовал либерализации японского сельскохозяйственного импорта. Другой ключевой задачей ЕС стало снятие или ограничение нетарифных торговых барьеров (НТБ). Япония согласилась упростить процедуры утверждения и лицензирования медицинских изделий, содействовать открытию зарубежных авторемонтных мастерских, утвердить некоторые пищевые добавки, принять международные стандарты для текстильной маркировки. Наиболее выдающимся результатом переговоров для ЕС стала готовность Японии принять международные правила ЕЭК ООН в области транспортных средств. В сфере услуг Япония и ЕС договорились о рациональных и прозрачных правилах, которые должны улучшить взаимный доступ к рынкам и ограничить регуляторную дискриминацию без нарушения национального регулирующего суверенитета. В дополнение к Соглашению ВТО о государственных закупках, подписанному обеими сторонами, ЕС и Япония пообещали прозрачные тендеры. Национальные рынки железнодорожных закупок должны быть открыты с обеих сторон, что является ключевым вопросом для Европы, особенно для Германии.
Япония и Европа являются важными торговыми партнерами друг друга, но их взаимное значение в общем объеме торговли обеих стран постепенно снижается с 1990 г. По данным Евростата, в 2016 году Япония была шестым по величине торговым партнером ЕС. ЕС еще более важен для Японии, поскольку он является третьим по значимости экспортным направлением и вторым источником импорта. Двустороннее соглашение об экономическом сотрудничестве между Японией и ЕС (JEEPA) может содействовать появлению дополнительного торгового потенциала, снижению тарифов, НТБ и других барьеров доступа на рынки, а также углублению торгово-экономических отношений между двумя партнерами. В связи с высокой развитостью потребительских рынков в ЕС и Японии, потенциал для позитивной синергии и сетевых эффектов значителен. Обмен двусторонними услугами и инвестициями станет более широким и глубоким. Европа и Япония, географически расположенные на противоположных краях евразийского континента, будут сближаться экономически, а, возможно, и социально, и политически, что подтверждают эмпирические исследования. Автор предполагает, что JEEPA будет выгодным в первую очередь тем отраслям, которые уже представлены на рынке. Поэтому японская автомобильная, электротехническая, машиностроительная и химическая промышленности могут ожидать увеличения экспорта в ЕС, в то время как европейцы могут рассчитывать на расширение экспорта в Японию в производстве продуктов питания, автомобильной, химической, фармацевтической, медицинской, косметической, машиностроительной промышленности. Безусловно, самым крупным бенефициаром отмены тарифов будет европейское сельское хозяйство и производство продуктов питания.
В дополнение к новым возможностям экспорта, JEEPA может также принести пользу экономике Европы за счет увеличения импорта и прямых инвестиций из Японии. Во-первых, снижение тарифов дает европейским потребителям реальный доход. Во-вторых, импорт высокопроизводительных промышленных компонентов из Японии усиливает качественную конкурентоспособность европейских компаний. В-третьих, JEEPA сделает Европу более привлекательной для японских инвесторов. На сегодняшний день японские компании довольно неохотно инвестируют в континентальную Европу. В-четвертых, в последние годы возрос интерес Европы к технологиям, культуре и повседневной жизни Японии.
Говоря об ограничениях и рисках торговой интеграции, следует отметить, что либерализация приведет к вытеснению домашних производителей. В Европе автомобильной промышленности придется столкнуться с более жесткой конкуренцией со стороны импорта из Японии в результате отмены 10-процентного тарифа. В Японии отмена тарифов повлияет на сельское хозяйство, не обладающее высокой конкурентоспособностью. Также следует отметить сложность доступа на японский рынок в связи с неофициальными рыночными барьерами. Среди особенностей японской бизнес-культуры можно выделить следующие: жесткая конкуренция по цене, качеству и обслуживанию, тенденции правовой практики к дискриминации иностранных компаний, низкая доля импортируемых промышленных товаров в ВВП. Неформальные барьеры в торговле не могут быть преодолены с помощью соглашения о свободной торговле. Это требует изменения деловой культуры, менталитета и поведения потребителей, а также долгосрочных структурных реформ. Однако такие факторы не являются предметом соглашений о свободной торговле.
Помимо торговой политики, JEEPA также имеет политическое значение. В дополнение к соглашению о свободной торговле Япония и Европа ведут переговоры о заключении соглашения о стратегическом партнерстве для политического, глобального и отраслевого сотрудничества. Цель - активизировать сотрудничество, которое принесет пользу обеим сторонам в экономическом и политическом плане. Совместное обязательство сохранять основанный на правилах либеральный мировой порядок, поддерживаемый еще более тесной экономической интеграцией, придаст смысл и направленность японско-европейскому партнерству.
Hanns G?nther Hilpert, The Japan-EU Economic Partnership Agreement—economic potentials and policy perspectives. // Asia Europe Journal, 2018, pp 439-447. URL:https://proxy.library.spbu.ru:4208/content/pdf/10.1007%2Fs10308-017-0496-z.pdf. (Дата обращения: 15.11.2018)