Аннотация Анастасии Озеровой на статью Рэми Маньер-Ватанабе, Жан-Поль Лемэра «Прямые иностранные инвестиции в Японию: типология»
В то время как Япония занимает второе место из 20 ведущих стран с точки зрения оттока прямых иностранных инвестиций (ПИИ), по сравнению с другими развитыми странами и Китаем потоки ПИИ в Японию остаются относительно небольшими. Низкая инвестиционная привлекательность японского рынка объясняется многими причинами: кризис в Тохоку, поставивший под сомнение энергетическую политику страны; самый большой государственный долг в соотношении к ВВП и демографические проблемы; сложность нетарифных барьеров в сельском хозяйстве и некоторых секторах промышленности; трудности в доступе к государственным закупкам и гармонизации нормативных стандартов. Кроме того, Япония должна справиться с растущей конкуренцией быстро растущих экономик, особенно Китая. Однако следует отметить, что в последнее время наблюдаются тенденции к снижению притока ПИИ и в других развитых странах. Опыт Японии может предложить понимание процесса принятия решений о ПИИ в зрелых экономиках.
Последние два десятилетия стагнации в Японии способствовали росту входящих инвестиций благодаря дерегулированию, снижению цен на акции и земельные участки, а также глобальным слияниям и поглощениям. Кроме того, в рамках «третьей стрелы» премьер-министра Синдзо Абэ в экономической политике «абеномика» правительство Японии пытается сделать японские компании более привлекательными для иностранных инвесторов. Например, было принято новое законодательство, облегчающее приобретение японских фирм, и Японская организация внешней торговли (JETRO) теперь предоставляет конкретную информацию о возможностях для потенциальных инвесторов. Правительство запустило «Пакет политики для продвижения ПИИ в Японию, чтобы сделать Японию глобальным центром», включающий ускоренное получение постоянной регистрации для высококвалифицированных иностранных специалистов и улучшение условий жизни иностранных граждан.
Используя качественный методологический подход Delphi, опирающийся на интервью группы экспертов по ПИИ, авторы предложили модели иностранных инвестиций в Японию и идентифицировали 4 типа инвесторов на основе характера инвестиций и зрелости рынка: строителей империй, спасателей, нишевых игроков и собирателей вишни. Строители империи, имеющие известную торговую марку, осуществили капиталовложения в новое предприятие на зрелом рынке Японии. Нишевые игроки, заполнив локальный разрыв с помощью дифференциации, вышли на местные менее зрелые рынки, создав операции с нуля. Спасатели завладели слабыми местными компаниями на зрелых рынках. Собиратели вишни приобрели многообещающие местные МСП на перспективных рынках.
Исследование способствует пониманию входа на зрелые рынки. Иностранные фирмы с большей вероятностью 1) инвестируют в новые предприятия из-за ограниченной доступности компаний-объектов поглощения и общего нежелания поглощать существующие компании; 2) поглощают компании до тех пор, пока могут идентифицировать местные компании, испытывающие финансовые затруднения, или находящиеся в семейной собственности без четкого плана преемственности, или являющиеся частью конгломерата, нуждающегося в продаже некоторых активов; и 3) создают международные совместные предприятия (IJV) или становятся более интегрированными в местную экономику, чтобы местные клиенты считали их жизнеспособными локальными, региональными или глобальными деловыми партнерами.
При рассмотрении варианта поглощения оценка фокусируется на факторах, связанных со стратегическими и культурными возможностями, способностями сотрудников и деловыми компетенциями, вопросами инвестиций и финансирования, а также правовыми, налоговыми и информационными аспектами. В Японии и в странах с аналогичными характеристиками с точки зрения зрелости, протекционизма и культурной и институциональной дистанции необходимо также изучить, находится ли целевая фирма в ситуации, повышающей вероятность принятия поглощения иностранной компанией. Размышляя о создании IJV или поиске местных клиентов и поставщиков, иностранные инвесторы часто используют целевые ориентиры и демонстрируют свою привлекательность как деловых партнеров. Японские компании могут быть более восприимчивы к IJV или к использованию иностранных поставщиков, когда они могут воспользоваться преимуществами глобальных сетей своих иностранных партнеров. Работа с нелокальными фирмами по своей природе более рискованна, и японские фирмы ожидают, что дополнительные выгоды компенсируют эту дополнительную неопределенность.
Исследование выявило преобладание нишевых игроков. Некоторые иностранные компании одновременно используют подходы «спасатель», «собиратель вишни» и «нишевые игроки», альтернативно основанные на рыночных условиях и доступных к поглощению фирмах. Кроме того, нишевые игроки со временем могут стать строителями империи, если будут противостоять усилению конкуренции и более низким темпам роста в своем секторе.
Эта структура, предлагающая как описательные, так и предписывающие компоненты, подчеркивает важность предрасположенности и мотивов местных целей поглощения и деловых партнеров при принятии решений о выходе на зарубежные рынки. Модель может помочь иностранным фирмам воспользоваться инвестиционными возможностями в Японии и дать уроки для выхода на рынок в других зрелых экономиках с аналогичными условиями.
R?my Magnier-Watanabe, Jean-Paul Lemaire. Inbound foreign direct investment in Japan: A typology. // International Business Review. 2018. Issue 27, pp. 431-442. URL:https://proxy.library.spbu.ru:2068/science/article/pii/S0969593117300483. (Access date: 17.04.2020).