Россия и ВТО: присоединение и его последствия / Текущая аналитика / Аннотация Анастасии Озеровой на статью «Меняющаяся роль Японии в международном торговом режиме: от последователя правил до создателя правил». Авторы: Сигеки Сибата и Тосикадзу Ямакава.

Аннотация Анастасии Озеровой на статью «Меняющаяся роль Японии в международном торговом режиме: от последователя правил до создателя правил». Авторы: Сигеки Сибата и Тосикадзу Ямакава.

Цель данной статьи состояла в прояснении факторов и процесса изменения роли Японии в международном торговом режиме путем сравнения структуры мировой экономики в прошлом и настоящем. В статье проводится анализ усиления Японией своего влияния на установление правил международной торговли в ГАТТ, что способствует пониманию процесса принятия международных правил. Кроме того, авторы статьи предприняли попытку выяснить причины смены приоритетов в торговой политике после Второй мировой войны, выделяя два этапа: к. 1940-х – 1970-е, с 1980-х до настоящего времени.

Авторы рассматривают 2 фактора, в зависимости от которых устанавливаются международные правила: присутствие влияния рыночных механизмов, субъект принятия решений (государство или бизнес). До 1980-х гг. преобладал 1 тип международных стандартов, установленных правительствами в нерыночных условиях. К нему относится большая часть традиционных правил международной торговли, в которых правительства и международные организации устанавливают правила переговоров с целью поощрения плавных международных транзакций товаров и услуг, способствующих стабильности мировой экономики. Однако с усилением глобализации и в целях удовлетворения потребностей частного сектора правительства расширили сферу применения правил международной торговли, распространяющихся теперь на торговлю, инвестиции, услуги и интеллектуальную собственность. Таким образом, появляются три типа установления международных стандартов: 1) государственные правила, основанные на рыночной системе, сложившиеся в результате международной конкуренции между государственными регулирующими органами; 2) принятие правил конкурирующими фирмами или органами для установления предпочтительных технологий и практик в качестве стандарта де-факто посредством господства на рынке; 3) транснациональные стандарты.

Однако влияние отдельно взятого государства в процессе установления правил ограничено. Так, в МВФ голоса взвешиваются согласно размерам ВВП страны, и даже если государство достигает высокого уровня экономического развития, доминирующие члены не стремятся принимать его растущее влияние. Так, Япония считалась страной пятого ранга в течение 20 лет, до 1990 года, являясь второй по величине экономикой мира. Усиление же ее статуса для японского правительства имело значение за пределами численного размера голосов – это была борьба за пересмотр неравных договоров с XIX века.

Для анализа изменения статуса Японии в ГАТТ/ВТО авторы провели сравнительный анализ ее статуса в МВФ, где голоса стран-членов распределяются по квоте на основе средневзвешенного ВВП, открытости, экономической изменчивости и международных резервов. Такая система позволила США и европейским странам доминировать в процессе нормотворчества. После присоединения к МВФ Япония постепенно увеличивала свое право голоса с 2,8% в 1953 г., 4,25% в 1970 г., до 6,10% в 1990 г. Однако, каждый раз, когда Япония увеличивала свое влияние в МВФ, США испытывали серьезные экономические проблемы, а страны сокращали объем экспорта в США. Опасаясь глобальной экономической нестабильности, крупные страны потребовали от Японии дополнительных финансовых взносов для поддержания международного экономического порядка, что привело к пересмотру системы голосования МВФ и разрешению повысить статус Японии.

В то время как статус Японии в мировых финансовых институтах постепенно повышался, в торговом режиме она занимала промежуточное положение между приверженцами правил и их создателями. Кроме того, Японию иногда рассматривали как «сотрясателя правил», когда ее быстрое расширение экспорта вызывало торговые трения с другими странами и нарушало существующую торговую систему. Положение «сотрясателя правил» могло помочь Японии стать их создателем только в случае, если ее правительству удастся найти способы решения возникающих проблемы.

В 1955 г. когда Япония стала членом ГАТТ, западные страны отказались предоставить Японии статус режима наибольшего благоприятствования (РНБ), поскольку боялись, что РНБ приведет к многочисленному импорту из Японии и навредит внутреннему рынку. Ни одна страна, кроме Японии, не подвергалась столь широкой дискриминации в системе ГАТТ. В целях улучшения ограниченного статуса для расширения экспорта Япония провела политику либерализации торговли и иностранной валюты. Однако растущие темпы либерализации торговли в Японии не способствовали прямому росту ее влияния. Быстрое расширение экспорта Японии угрожало другим странам-членам. Чтобы не нарушать порядок международной торговли, правительство Японии приняло «добровольные» меры ограничения экспорта в отдельных отраслях, чем проявило свою активную позицию по снижению торговый трений. Однако добровольные меры ограничения экспорта противоречили правилам свободной торговли ГАТТ. Правительство США выступило с предложением о легализации добровольных мер ограничения экспорта в соответствии с ГАТТ, которое было принято другими странами с целью уменьшения протекционистского давления на международном уровне. Япония выступила как одна из основных стран-создателей правил ограничения экспорта. Таким образом, положение «сотрясателя правил» стало трамплином Японии для того, чтобы впоследствии стать разработчиком правил.

После Второй мировой войны поворотной точкой стал Уругвайский раунд, на котором Япония играла роль законодателя в новых областях (торговля услугами, права на интеллектуальную собственность и международные инвестиции), поскольку бизнес-сектор Японии увеличил прямые иностранные инвестиции во всем мире, расширив свое присутствие в мировой экономике. Таким образом, усиление влияния Японии обусловлено не только ее экономическим развитием, но и присутствием ее частного сектора в мире.

Shigeki Shibata, Toshikazu Yamakawa, The Changing Role of Japan in the International Trade Regime: from a Rule-Follower to a Rule-Maker. // Paper prepared for the ISA International Conference 2017, Hong Kong, June, 2017. URL:http://web.isanet.org/Web/Conferences/HKU2017-s/Archive/19a9bff4-6a6e-44d1-99c7-891f8c5b5c3c.pdf. (Дата обращения: 15.11.2018)

Россия и ВТО: присоединение и его последствия

Кафедра мировой экономики экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, которая является единственным в России и на постсоветском пространстве институциональным партнером Всемирной торговой организации и реализует проект "Кафедра ВТО", при поддержке Министерства иностранных дел Великобритании представляет Вашему вниманию информационный портал "Россия и ВТО: оптимизация последствий присоединения". Он призван обеспечить надлежащую подготовку правительства, таможенной службы и бизнес-сообщества в Северо-Западном и других регионах России к операционным изменениям и изменениям в регулировании, которых требует присоединение России к ВТО.