Аннотация Анастасии Озеровой на статью «Абэномика и торговая политика Японии в новой эре». Авторы: Мирея Солис и Сюдзиро Урата
Цель данной статьи состояла в оценке торговой политики Японии в рамках Абэномики. Для достижения поставленной цели авторы статьи рассмотрели следующие аспекты экономической активности Японии: недавняя торговая политика Японии, результаты переговоров Транстихоокеанского партнерства (ТТП), потенциальные направления торговой политики США при президенте Д. Трампе (поскольку его политика поставила жизнеспособность ТТП под сомнение), а также предложения по торговой политике Японии в формирующихся торговых условиях.
До конца 1990-х гг. Япония считала соглашения о свободной торговле (Free Trade Agreements, FTA) проявлением дискриминации в системе многосторонней торговли. Однако подобные соглашения между странами становились все более распространенными, поэтому Японии, чтобы самой не быть ими дискриминированной, пришлось устанавливать FTA. К середине 2017 г. Япония подписала 15 соглашений о свободной торговле, включая ТТП.
Впервые о желании вступить в ТТП высказался Премьер Министр Наото Кэн в 2010 г., однако Япония вступила в переговоры лишь в 2013 году. Среди причин можно выделить сильное нежелание представителей некоторых отраслей экономики (сельского хозяйства, медицины, страхования) вступать в ТТП, а также необходимость восстановления северо-восточной части Японии после землетрясения в 2011 г.
Широкий спектр вопросов, необходимость высокого уровня либерализации и разный уровень экономического развития стран-участниц сделали переговоры о ТТП достаточно сложными и затяжными. Самыми острыми оказались вопросы входа на рынок товаров, особенно сельскохозяйственных, и интеллектуальной собственности (в области биологических препаратов). В результате переговоров было подписано соглашение ТТП, содержащее 30 глав, включающих вопросы труда, окружающей среды, государственных предприятий, нормативов, прозрачности и антикоррупционные вопросы.
Анализ условий ТТП показал, что вступление Японии в ТТП может способствовать значительному увеличению торговли товарами и услугами, росту зарубежных инвестиций японских фирм, что окажет позитивное влияние и на восстановление экономики страны. Японское правительство проанализировало возможное влияние ТТП на японскую экономику и выяснило, что ТТП может увеличить ВВП Японии на 2,59%, занятость на 1,25%, однако прогнозировалось снижение производства в сельском хозяйстве на 130-210 миллиардов йен, поэтому необходимо проведение внутренних реформ.
Однако политика приоритизации ТТП для Японии оказалась не совсем удачной, поскольку президент Д. Трамп отозвал США из торгового соглашения, в то время как американская торговая политика была критическим фактором, определяющим успех абэномики. Среди основных угроз в торговой доктрине Д. Трампа авторы выделяют следующие: протекционизм; снижение импорта и уменьшение или ликвидация торгового дефицита; соблюдение торговых дисциплин с новой силой; предпочтение двусторонних переговоров многосторонним, поскольку они усиливают американское торговое преимущество; ренационализация производства и возращение к передовому производству в США; глубокий скептицизм в отношении ценности ВТО для продвижения интересов США.
Наиболее рациональным ответом Японии, по мнению авторов, является активизация многосторонних переговоров в поддержку качественной либерализации, а одной из первоочередных задач – завершение соглашения о свободной торговле между Японией и ЕС после того, как обе стороны достигли принципиального соглашения 6 июля 2017 года. Данная сделка отражает компромиссы в отношении государственных закупок, молочных продуктов и автомобилей. Согласно оценкам, ожидаемые экономические выгоды от соглашения о свободной торговле между Японией и ЕС охватят почти 10% японской торговли, что принесет доход в размере 0,8% ВВП. Вторым направлением возобновления торговой политики Японии должно стать спасение проекта ТТП. Выход США означает, что Япония больше не может использовать это торговое соглашение для достижения геополитических целей по углублению альянса США. Однако ТТП-11 (соглашение ТТП без США) хорошо служит экономическим и геополитическим интересам Японии. Возобновившаяся ТТП 11 помогает Японии позиционировать себя по отношению к другим торговым державам в регионе: она препятствует тому, чтобы Китай стал единственной фокусной точкой интеграции, и сохраняет свод экономических правил, который помогает сдерживать китайскую практику меркантилизма. Еще одним стратегическим направлением торговой политики Японии должно стать обеспечение амбициозных торговых соглашений в Восточной Азии. Всестороннее региональное экономическое партнерство (ВРЭП), на долю которого приходится треть мирового ВВП, обладает потенциалом для получения значительных выгод от либерализации торговли.
Торговая стратегия Японии в новую эру должна также стать ответом на вероятное предложение администрации Трампа о заключении двустороннего соглашения о свободной торговле, о котором уже упоминал вице-президент Майк Пенс в апреле 2017 г. Учитывая глубину торговых и инвестиционных связей между обеими странами (Япония является вторым по величине иностранным инвестором в США и четвертым по величине торговым партнером, а США – крупнейшим иностранным инвестором в Японии и вторым по величине торговым партнером), двустороннее соглашение может быть хорошим вариантом после выхода США из ТТП.
Администрация Абэ считает ТТП и другие соглашения о свободной торговле важными компонентами своей стратегии роста. Японская торговая политика должна адаптироваться к новой торговой среде, воплотить в жизнь другие соглашения о свободной торговле, включая ТТП 11, ВРЭП, и завершение соглашения между Японией и ЕС. Но для правительства Абэ также не менее важно проявить большее рвение в проведении необходимых реформ внутренней политики, поскольку они приносят наибольшие экономические выгоды и обеспечивают основу для успешного ведения переговоров о заключении соглашений о свободной торговле высокого качества.
Mireya Sol?s and Shujiro Urata, Abenomics and Japan’s Trade Policy in a New Era //Asian Economic Policy Review (2018) 13. pp. 106–123. URL: http://proxy.library.spbu.ru:2197/ehost/detail/detail?vid=4&sid=e9896383-5de0-4693-b662-93859ef5a826%40sessionmgr103&bdata=JkF1dGhUeXBlPWlwJmxhbmc9cnU%3d#AN=1699623&db=eoh (Дата обращения: 15.11.2018)