Россия и ВТО: присоединение и его последствия / Текущая аналитика / Аннотация Анастасии Могучевой на статью Х. Б. Асмелаш «Энергетические субсидии и разрешение споров в ВТО: почему оспариваются только субсидирование возобновляемой энергетики?»

Аннотация Анастасии Могучевой на статью Х. Б. Асмелаш «Энергетические субсидии и разрешение споров в ВТО: почему оспариваются только субсидирование возобновляемой энергетики?»

Хотя споры по предоставлению субсидий часто инициируются членами ВТО в органе по разрешению споров (ОРС) организации, все они направлены на приостановление субсидирования в отрасли возобновляемой энергетики, а не против финансовой помощи государств при разработке ископаемого топливо, являющегося куда более экологически недружелюбным. В статье автор анализирует факторы, делающие субсидирование первой отрасли более уязвимыми в рамках разбирательств ОРС ВТО, чем субсидирование второй.

В данной статье под энергетическими субсидиями понимается «любая мера, предпринятая со стороны государства, способная повлиять на формирование цен на рынке или издержек производства в пользу производителей и/или потребителей энергии».

Многие страны приняли программу перехода на использование возобновляемых энергетических ресурсов, однако, по данным Международного энергетического агентства, субсидии в ископаемое топливо составляют около $600 миллиардов в год, в то время как субсидии в возобновляемую энергетику - $101 миллиард. С точки зрения защиты окружающей среды, элиминирование субсидий в ископаемое топливо является необходимым шагом для предоставления возможности использования возобновляемых источников энергии. Зачастую государство оправдывает субсидирование ископаемой энергии причинами социально-экономического и политического характера, например, энергетической безопасностью, предоставлением доступа к энергии для бедных домохозяйств и т.д. Однако, исследования говорят о том, что такие субсидии поощряют производство большого количества отходов, искажают рынок, предотвращают инвестиции в экологически чистую энергию, подрывая попытки приостановить изменение климата.

Субсидии в возобновляемые источники энергии чаще всего направлены на производителя и принимают форму уменьшенной выплаты роялти, снижения цены на доступ к природным ресурсам, ограничения экспорта, кредитных гарантии, преференциального налогообложения, предоставления инфраструктуры. Субсидии же в ископаемое топливо направлены на потребителя и представляют собой прямые денежные переводы, ценовой контроль, освобождение от уплаты налога или налоговый вычет.

Законодательство ВТО является таковым, что доказать наличие субсидирования, влекущего отрицательные для рынка последствия намного проще в первом случае. Это обусловлено, во-первых, особенностями процедуры проведения теста (субсидии производителям являются специфическими де юре, хотя, де факто при наличии монополиста, таковыми являются и субсидии потребителям), во-вторых, тем фактом, что для предоставления субсидий государство предъявляет к субсидируемым компаниям  требование к доле национальных деталей или комплектующих в составе готовой продукции.

Автор статьи полагает, что причинами, по которым субсидирование получения энергии из ископаемого топлива не оспаривается членами ВТО, являются: отсутствие особого правового регулирования торговли энергоресурсами, объём экспорта и его диверсификация, угроза применения ответных мер, внутренняя политика и давление со стороны групп влияния.

Автор статьи убеждён, что, хотя приоритет устойчивого экологически безопасного развития был определён как одна из главнейших целей ВТО, действия членов ВТО на данном этапе по вопросу предоставления субсидий в энергетический сектор идут в разрез с этой целью.

 

 

Источник: Henok Birhanu Asmelash (2015), Energy Subsidies and WTO Dispute Settlement:  Why Only Renewable Energy Subsidies Are Challenged, Journal of International Economic Law, 2015, 18, p. 261–285, http://jiel.oxfordjournals.org/content/18/2/261.full.pdf#page=1&view=FitH

Россия и ВТО: присоединение и его последствия

Кафедра мировой экономики экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, которая является единственным в России и на постсоветском пространстве институциональным партнером Всемирной торговой организации и реализует проект "Кафедра ВТО", при поддержке Министерства иностранных дел Великобритании представляет Вашему вниманию информационный портал "Россия и ВТО: оптимизация последствий присоединения". Он призван обеспечить надлежащую подготовку правительства, таможенной службы и бизнес-сообщества в Северо-Западном и других регионах России к операционным изменениям и изменениям в регулировании, которых требует присоединение России к ВТО.