Аннотация Анастасии Малич на статью Виниция Фирме и Клаудио Васконселос «Эволюция антидемпинговой практики после Уругвайского раунда»
На сегодняшний день антидемпинговые инструменты являются одним из важнейших протекционистских барьеров в международной торговле. Несмотря на то, что антидемпинговые меры обсуждались в рамках ГАТТ на Токийском раунде (1973–1979), а затем более детально и во время Уругвайского раунда (1986–1994), страны во главе с США и странами-членами Европейского Союза (ЕС), наиболее часто использовавшие эти меры, не допустили введения ограничений на их использование. В связи с этим страны, ранее не использовавшие этот механизм, стали применять его после Уругвайского раунда. Некоторые ученые полагают, что причиной возросшего использования антидемпинговых пошлин стало желание предпринять ответные меры относительно стран, традиционно применяющих их. Другие придерживаются мнения, что возможный запрет на использование антидемпинговых мер побудил другие страны к более активной антидемпинговой практике. Эти доводы натолкнули авторов статьи на предположение о том, что на сегодняшний момент применяемые антидемпинговые меры далеки от своего первоначального предназначения – борьбы с недобросовестной конкуренцией. В этой связи цель статьи - проанализировать эволюцию использования антидемпинговых мер после Уругвайского раунда в период с 1995 по 2012 гг.
Несмотря на то, что количество антидемпинговых мер значительно возросло в период с 1995 по 2001гг., в течение всего исследуемого периода (1995-2012) в целом наблюдается отрицательный тренд использования антидемпинговых мер -2,4% в год. Это может быть объяснено окончанием рецессии в 2001-2002 гг. и идеями либерализации, предложенных на Дохийском раунде переговоров. Реже инициировать антидемпинговые меры стали Индия, ЕС и США. Между тем Бразилия, наоборот, значительно увеличила практику применения антидемпинговых инструментов. Китайские производители, в свою очередь, в течение исследуемого периода больше всего столкнулись антидемпинговыми пошлинами, число которых росло в среднем на 4,4% в год. Причиной этому может быть тот факт, что Китай - ведущий экспортер в мировой торговле и представляет серьезную конкуренцию на внутренних рынках большинства государств. Количество антидемпинговых дел против бразильского экспорта также сократилось, несмотря на рост применяемых мер со стороны Бразилии. Возможно, это произошло благодаря успешным исходам споров в рамках ВТО, в которые была вовлечена Бразилия.
Кроме того, авторы выявили, что после Уругвайского раунда основными лидерами по числу введенных антидемпинговых пошлин являются Индия, США, ЕС, Аргентина, Бразилия, Австралия и Южная Африка. Примечательно, если ранжировать страны по количеству антидемпинговых пошлин, взвешенных по их ВВП, очевидно, что Аргентина и Южная Африка находятся в числе наиболее интенсивно использующих эти инструменты.
С помощью кластерного анализа было выявлено, что Бразилия, Австралия и Южная Африка, на которых приходится 18% инициированных за данный период антидемпинговых мер, интенсивно используют этот инструмент против металлов и изделий из них, товаров из пластика и резины, а также химических продуктов. Что касается, Аргентины, ЕС, Мексики, Индонезии и США, которые вместе составляют 34% введенных антидемпинговых мер, то они используют этот инструмент в основном в металлургической промышленности. Помимо них, группа азиатских стран - Китай, Индия, Пакистан и Япония, ответственные за почти 23% антидемпинговых мер, в основном используют их в химической промышленности.
Источник: Vin?cius de Azevedo Couto Firme, Cl?udio R. F?ffano Vasconcelos.
Evolution in the Use of Antidumping Mechanism after Uruguay Round. EconomiA, 2015, Vol. 16, Issue 3, pp. 321–342.