Аннотация Анастасии Малич на статью Шушаника Хакобяна «Антидемпинговые пошлины все ещё эффективны? Любопытный пример влияния антидемпинговой меры в отношении алюминиевой фольги»
Европейский Союз (ЕС) в попытке защитить производителей национальной отрасли, в 2009 году ввел антидемпинговые пошлины на алюминиевую фольгу, происходящую из Армении, Бразилии и Китая сроком на пять лет. Размер антидемпинговой пошлины варьировался в зависимости от страны происхождения и компании – экспортера: 13,4% Армения, 17,6% Бразилия и 6,4 – 30% Китай. Априори введенные антидемпинговые пошлины должны были привести к сокращению импорта из стран, против которых была направлена данная мера. Данный факт и подтверждается торговой статистикой, представленной ЕС. Статья же посвящена вопросу о том, имели ли введенные антидемпинговые пошлины какое-либо другое косвенное влияние на торговлю алюминиевой фольгой.
Антидемпинговые пошлины могут напрямую и косвенно затрагивать страны, против которых они введены, а также вносить изменения в экспорт третьих стран. Среди таких изменений авторы отмечают эффект прекращения торговли товаром – объектом антидемпинговой пошлины между импортёром и экспортёром (trade destruction) и другой эффект – увеличение экспорта из страны, против которой была введена мера в третьи страны (trade deflection); сокращение торговли с третьими странами, которых не затронула данная пошлина (trade depression) и ему противоположный эффект - переориентация торговых связей импортёра и как следствие увеличение импорта из третьих стран (trade diversion).
С помощью эконометрического анализа авторы получили следующие выводы:
- После введения антидемпинговой пошлины импорт алюминиевой фольги в ЕС из стран, против которых была введена мера значительно сократился. Так, экспорт из Армении и Бразилии сократился на 94%. Важно отметить, что авторам не удалось объективно оценить данные показатели для Китая.
- Снижение экспорта алюминиевой фольги из этих стран в ЕС сопровождалось одновременным увеличением экспорта товара в США (trade deflection). Для Бразилии этот показатель составил 750%, а экспорт алюминиевой фольги из Армении в США после 2009 года возрос более, чем на 1000%.
- В отношении Армении было выявлено сразу несколько эффектов: во-первых, резко возрос экспорт данного продукта в США (trade deflection), кроме того, имели место и внутрикорпоративные корректировки в результате введённых пошлин. Дело в том, что компания из Армении, против которой были введены антидемпинговые пошлины, является дочерней организацией российской компании «Русал». В ответ на действия ЕС, «Русал» направил экспорт алюминиевой фольги, произведенной на её российских заводах, на рынок ЕС, тем временем перенаправляя экспорт товара, произведенного на заводе в Армении из ЕС на американский рынок.
Полученные данные свидетельствуют о том, что в современном мире, где большую роль играют транснациональные корпорации, влияние антидемпинговых мер может быть ослаблено. Это вызвано тем, что производители одного и того же продукта могут владеть заводами в нескольких странах и, следовательно, могут стратегически перенаправлять экспортные потоки в зависимости от ограничений, введённых в результате антидемпингового расследования.
Источник: Hakobyan Shushanik. Do Anti-Dumping Duties Still Matter? The Curious Case of Aluminum Foil (July 1, 2016). Published by Cambridge University Press in World Trade Review 2017, pp. 1 -22.