Россия и ВТО: присоединение и его последствия / Текущая аналитика / Аннотация Анастасии Малич на статью Анны Агаповой «Анализ применения антидемпинговых мер Российской Федерацией в рамках Евразийского экономического союза»

Аннотация Анастасии Малич на статью Анны Агаповой «Анализ применения антидемпинговых мер Российской Федерацией в рамках Евразийского экономического союза»

Меры защиты внутреннего рынка (антидемпинговые, специальные защитные и компенсационные меры) являются популярным средством для защиты национальных производителей во всем мире. Наиболее часто в мировой практике используются антидемпинговые меры. В Российской Федерации ранее действовал Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», который был разработан на основе Антидемпингового соглашения ВТО и практически полностью его повторял. Затем произошел постепенный переход антидемпингового регулирования на наднациональный уровень в Таможенном союзе (Россия, Белоруссия, Казахстан). Предусматривался так называемый переходный период, в течение которого до формирования организационно-правовых структур по антидемпинговым мерам в рамках Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) соответствующие полномочия были переданы компетентным национальным органам государств — членов Таможенного союза. В 2015 г. в силу вступил кодифицированный правовой акт– Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), положениями которого в настоящее время регулируется порядок проведения антидемпинговой процедуры в Союзе.

Введению антидемпинговой меры в отношении третьих стран при импорте товара на таможенную территорию ЕАЭС предшествует расследование, проводимое Департаментом защиты внутреннего рынка ЕЭК (Департамент) в целях установления наличия демпингового импорта и обусловленного этим ущерба отрасли экономики государств-членов ЕАЭС (п. 8 Протокола). В целом, порядок проведения антидемпингового расследования в ЕАЭС приведен в соответствие нормам ВТО и международной практике. В соответствии с Протоколом перед тем, как любая антидемпинговая мера начнет действовать на территории Союза, проходит определенный период времени, который условно можно разделить на два этапа: расследование, в ходе которого Департамент устанавливает необходимость и оправданность использования защитного механизма, и процедура принятия наднациональным органом решения по конкретному случаю.

В целом, в последнее время наблюдается рост протекционизма со стороны третьих стран в отношении ключевых экспортных товаров из государств-членов ЕАЭС. Среди мер, которые оказывают или потенциально могут оказать негативное влияние на условия доступа товаров государств – членов ЕАЭС на рынки третьих стран, более 60% приходится на меры защиты внутреннего рынка. Наибольшее количество антидемпинговых мер применяется третьими странами в отношении товаров, происходящих из Российской Федерации. С другой стороны, с момента образования ЕАЭС также наблюдается увеличение числа расследований и мер введенных ЕЭК. Наибольшее количество антидемпинговых пошлин применяется к производителям из Китая.

Несмотря на небольшой практический опыт в антидемпинговом регулировании, страны-члены ЕАЭС стремятся в полной мере применять данную защитную меру для защиты внутреннего рынка ЕАЭС от недобросовестной конкуренции, устраняя тем самым негативные эффекты, оказываемые импортными поставками товаров по заниженным ценам на производителей в ЕАЭС.

Тем не менее несмотря на то, что практика антидемпингового регулирования в ЕАЭС не является достаточно длительной, можно выделить некоторые проблемные вопросы. Так, одной из проблем является ограниченность участия государственных органов членов ЕАЭС в антидемпинговом процессе, так как в соответствии с Протоколом они не могут являться участниками процесса (п. 259 Протокола). Это вызывает определенные сложности с формированием позиций сторон по результатам расследования ввиду того, что уполномоченные органы государств-членов в рамках формирования позиции своей стороны, используют только неконфиденицальные материалы, переданные Департаментом ЕЭК.

Источник: Agapova A.V. Analysis of application of anti-dumping duties in the Russian Federation within the Eurasian Economic Union (EEU). Revista Espacios, 2018, vol.39, pp. 25 – 40.

Россия и ВТО: присоединение и его последствия

Кафедра мировой экономики экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, которая является единственным в России и на постсоветском пространстве институциональным партнером Всемирной торговой организации и реализует проект "Кафедра ВТО", при поддержке Министерства иностранных дел Великобритании представляет Вашему вниманию информационный портал "Россия и ВТО: оптимизация последствий присоединения". Он призван обеспечить надлежащую подготовку правительства, таможенной службы и бизнес-сообщества в Северо-Западном и других регионах России к операционным изменениям и изменениям в регулировании, которых требует присоединение России к ВТО.