Аннотация Анастасии Малич на статью Андрея Сусе «Старое вино в новой бутылке: Ответ ЕС на истечение срока действия статьи 15(а)(ii) Протокола о присоединении Китая к ВТО»
В настоящее время Регламент ЕС № 2016/1036 о защите от демпингового импорта в отношении Китая, Вьетнама и иных членов ВТО с нерыночной экономикой предусматривает особый порядок определения нормальной стоимости. При проведении расследований в отношении импорта из данных стран применяются обычные правила определения нормальной стоимости только в том случае, если производители, в отношении которых проводится расследование, докажут, что для них превалируют рыночные условия в отношении производства и продажи товара-объекта расследования. В том случае, если существование рыночных условий не было доказано, при определении нормальной стоимости используются данные суррогатной страны с рыночной экономикой.
ЕС предполагает, что истечение срока действия статьи 15(а)(ii) Протокола о присоединении Китая к ВТО (истек 11 декабря 2016 года) требует внесения изменений в существующую методологию определения нормальной стоимости. ЕС считает, что отсутствие реакции на истечение срока действия упомянутой статьи Протокола о присоединении Китая к ВТО негативным образом повлияет на эффективность системы мер торговой защиты. Представители Комиссии уверены, что вследствие вмешательства государства цены и издержки производства на китайском рынке продолжат оставаться искаженными.
При этом ЕС намерен дополнить Регламент применяемыми в отношении всех членов ВТО на равных основаниях горизонтальными положениями, суть которых заключается в следующем:
- В ходе проведения расследования орган может прийти к выводу о том, что в экспортирующей стране цены и издержки производства, включая затраты на сырье и энергоносители, формируются в результате вмешательства государства, а не под действием рыночных механизмов, и, таким образом, имеют место существенные искажения (“significant distortions”).
- В случае наличия прямых или косвенных существенных искажений на рынке экспортирующей страны, которые не позволяют использовать цены и издержки данной страны для определения нормальной стоимости, нормальная стоимость будет определяться на основе издержек производства и коммерческих издержек, отражающих неискаженные цены и издержки производства с учетом неискаженных административных, торговых и общих издержек и прибыли.
При этом очевидно, что на практике вступление изменений Регламента в силу будет означать, что из текста Регламента будет исключено прямое обозначение стран с нерыночной экономикой. Таким образом, вместо метода суррогатной страны к ним будет применяться на общих основаниях новая методология.
Особое внимание в мировом сообществе обращается на потенциальное несоответствие методики расчета нормальной стоимости положениям статьей 2.2, 2.2.1.1 Антидемпингового соглашения и Статьи VI ГАТТ. Так, в рамках рассмотрения спора по делу EU – Biodiesel (Argentina) Третейская группа пришла к выводу, что статья 2.2.1.1 Антидемпингового соглашения указывает, что целью требования о разумном отражении издержек является их фактическое представление в отчетности, а не разумность самих затрат как таковых. Это означает, что наличие существенных искажений в экономике едва ли является причиной для отказа от издержек, указанных в отчетности производителя, при расчёте нормальной стоимости согласно статье 2.2.1.1 Антидемпингового соглашения. Кроме того, под сомнением остаётся и вопрос правомерности изменений в Регламенте как таковых (“as such”), принимая во внимание их дискретность.
Источник: Suse Andrei. Old Wine in A New Bottle: The EU's Response to the Expiry of Section 15(A)(II) of China's WTO Protocol of Accession. Leuven Centre for Global Governance Studies Working Paper No. 186, May 2017, 1–31.