Аннотация Анастасии Малич на статью Александра Козырина и Александра Ялбулганова «Антидемпинговая практика в Таможенном союзе ЕАЭС»
Среди нетарифных мер, применяемых в современной практике международной торговли, особое место занимают антидемпинговые. Этот инструмент активно применяется и во внешнеторговой практике Таможенного союза ЕАЭС для защиты национальных производителей товаров в связи с демпинговым импортом, под которым понимается импорт товара по цене ниже его нормальной стоимости. Авторы статьи раскрывают сущность и особенности антидемпинговой практики в России, а также правовые аспекты антидемпингового регулирования в Таможенном союзе ЕАЭС.
В условиях экономического кризиса среди нетарифных мер возрастает роль антидемпингового регулирования, прежде всего благодаря избирательному характеру его воздействия. В то время как таможенно-тарифные меры (таможенные пошлины) можно сравнить с "обычным оружием", которое неспособно выборочно останавливать проникновение на внутренний рынок внешнеторговых товаров, то антидемпинговые пошлины представляют собой "точно наводящиеся средства" торговой политики: они задерживают продвижение на рынок только тех товаров, которые нарушают условия свободной торговли.
За последнее время в правовом механизме антидемпингового регулирования в Российской Федерации произошли кардинальные изменения. Во-первых, с формированием Таможенного союза ЕАЭС основные полномочия по антидемпинговому регулированию с национального уровня перешли на наднациональный уровень, представленный Евразийской экономической комиссией (ЕАЭК). Во-вторых, присоединение России к ВТО привело к принятию обязательств следовать в части применения антидемпинговых мер положениям Антидемпингового кодекса ГАТТ, в том числе нормам, устанавливающим процедуры антидемпинговых расследований.
Также следует отметить, что переход на наднациональный уровень при антидемпинговом регулировании произошел в Таможенном союзе не сразу. Предусматривался так называемый переходный период, в течение которого полномочия по расследованию, на основании результатов которого принимается решение о применении антидемпинговых мер, оставались у национальных органов. На начальном этапе проведение антидемпинговых расследований силами наднационального регулятора (предшественником ЕАЭК) было труднореализуемым, прежде всего, в связи с неподготовленностью аппарата Комиссии к реализации такого технически сложного вида административной деятельности, требующей особой профессиональной подготовки. Однако новый правовой механизм дал свои результаты. Только за один 2013 год было принято три решения о введении антидемпинговой пошлины (на трубы из нержавеющей стали и ванны чугунные, произведенные в Китае, и на легкие коммерческие автомобили, произведенные в ФРГ, Италии и Турции, а также одно решение о продлении антидемпинговой меры в отношении подшипников качения из Китая).
В современных условиях обострения конкурентной борьбы на мировых рынках и увеличивающейся вследствие этого потребности защищать национальных производителей от различных проявлений нечестной конкуренции, в том числе - импорта иностранных товаров по демпинговым ценам, возрастает роль антидемпингового регулирования. На данный момент, организационно-правовой механизм применения антидемпинговых мер на территории Таможенного союза ЕАЭС нуждается в совершенствовании, одним из которых, на взгляд авторов статьи, является его полное приведение в соответствие со стандартами антидемпинговых разбирательств, установленных в Антидемпинговом кодексе ГАТТ.
Источник: Kozyrin A., Yalbulganov A. Anti-dumping Procedures in the EurAsEC Customs Union. Liverpool Law Rev, 2015, pp.183-194