Россия и ВТО: присоединение и его последствия / Текущая аналитика / Аннотация Алёны Сушковой на статью Ляйлы Нургалиевой «Политика мягкого балансирования экономики Казахстана по отношению к России: От Евразийского Союза к экономическому сотрудничеству с Турцией»

Аннотация Алёны Сушковой на статью Ляйлы Нургалиевой «Политика мягкого балансирования экономики Казахстана по отношению к России: От Евразийского Союза к экономическому сотрудничеству с Турцией»

Статья, опубликованная в журнале «Journal of Eurasian Studies» в 2016 году анализирует меры внутреннего и внешнего экономического баланса Казахстана по отношению к России, а также экономические инструменты, используемые Казахстаном для защиты своей энергетической безопасности от России. Автор утверждает, что идея Евразийского союза, выдвинутая президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, была умелой попыткой одновременно поддерживать тесное сотрудничество с Россией и мягкий баланс против влияния России посредством сотрудничества с другими странами СНГ.

В данной статье рассматриваются два случая таких внешнеэкономических усилий: участие в трубопроводном проекте Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) и экономическое сотрудничество с Турцией в рамках зоны свободной торговли. Также, в данной статье применен подход баланса угроз Стивена Уолта в сочетании с его теорией мягкого баланса, согласно которой государства «вступают в альянсы, чтобы защитить себя от государств или коалиций, чьи превосходящие ресурсы представляют угрозу».

Казахстан активно участвует в интеграционных процессах с момента обретения независимости. По словам Нурсултана Назарбаева, основные принципы интеграции на всех этапах должны основываться на экономическом сотрудничестве, несмотря на желание России по усилить политический компонент интеграции. Экономическая составляющая евразийства с казахстанской точки зрения должна основываться на идеологических основах Европейского Союза (демократия, открытость рынка, равенство) и противопоставляться российскому восприятию «открытости».

Еще одно различие между классическим евразийством и версией Назарбаева 1994 года заключается в отсутствии враждебности к Западу. Назарбаев способствовал активному взаимодействию с Европой.

Чтобы снизить зависимость от России, Назарбаев работал над созданием благоприятных условий для иностранных инвесторов. После обретения независимости основным фактором формирования внешней политики Казахстана был геополитический: отсутствие доступа к открытым морям, географическая близость к России, Китаю и исламскому миру, а также его расположение в сердце Евразии дали стране возможность выступать в качестве связующего звена между Востоком и Западом на евразийском континенте.

Таким образом, Турция была обозначена как один из наиболее выгодных стратегических партнером для Казахстана. Немаловажным является и тот факт,что Турция - основной конкурент России в черноморском регионе. В то время как одна из приоритетных задач России состоит в том, чтоб попытаться удержать постсоветские государства в регионе Каспийского моря (то есть, Казахстан, Туркменистан и Азербайджан) в сфере своего влияния, сделав их зависимыми от транспортных систем России для экспорта нефти и газа, трубопровод БТД, который проходит в обход российской территории, является наиболее ярким примером успеха Казахстана в улучшении его позиции.

Другая потенциальная причина, оправдывающая казахстанский выбор Турции, заключается в том, что она является четвертым по величине иностранным инвестором в Казахстане после США, Южной Кореи и Великобритании. Турция занимает первое место в списке стран с наибольшим количеством компаний, которые вложили свой капитал в казахстанскую экономику.

В дополнение ко всему вышесказанному, Казахстан и Турция имеют схожие подходы ко многим международным и региональным проблемам, а также общие языковые корни, историю и культуру.

В свете вышеизложенных причин Казахстан с самого начала развития двусторонних отношений с Турцией рассматривал Турцию как противовес России.

Соответственно, выбор Турции качестве кандидата на открытие зоны свободной торговли в Таможенном союзе, дал бы возможность одновременно уравновесить влияние России в этом союзе и получить сильного союзника в рамках Таможенного союза.

Источник: Lyailya Nurgaliyeva (2016) Kazakhstan’s economic soft balancing policy vis-?-vis Russia: From the Eurasian Union to the economic cooperation with Turkey, Journal of Eurasian Studies 7 (2016) 92–105

Россия и ВТО: присоединение и его последствия

Кафедра мировой экономики экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, которая является единственным в России и на постсоветском пространстве институциональным партнером Всемирной торговой организации и реализует проект "Кафедра ВТО", при поддержке Министерства иностранных дел Великобритании представляет Вашему вниманию информационный портал "Россия и ВТО: оптимизация последствий присоединения". Он призван обеспечить надлежащую подготовку правительства, таможенной службы и бизнес-сообщества в Северо-Западном и других регионах России к операционным изменениям и изменениям в регулировании, которых требует присоединение России к ВТО.