Аннотация Алены Сушковой на статью Джелила Дурдага, Шафака Ю. Дениза, Чагла Озсой и Севды Сарджин «Влияние политического кризиса между странами на международную торговлю и международную логистику: качественное исследование турецко-российских отношений»
Статья Джелила Дурдага, Шафака Ю. Дениза, Чагла Озсой и Севды Сарджин, опубликованная в журнале «Journal of Economic and Social Thought» в 2016 году, анализирует влияние политического кризиса, возникшего в тот период между Турцией и Россией, на международную торговлю и логистику. Исследование описывает результаты политической напряженности между двумя странами, опираясь на интервью с представителями международных торговых и логистических фирм, работающих с Россией в Турции.
По мнению авторов, переход в 1980 году Турции на экспортно-ориентированную модель и активное развитие международной торговли, сделало страну более уязвимой для международных политических кризисов. Однако, отношения между Турцией и Россией фактически приобрели динамизм, начиная только с 1990 года и формировались на принципах сотрудничества и конкуренции. Авторы полагают, что данная тенденция обусловлена тем, что исторически Турция и Россия имели противоречивые интересы в Евразии и рассматривались как альтернативы друг другу в отношении транспортных коридоров. Не смотря на это, последние 20 лет в Турции большое внимание уделялось выстраиванию дружеских политических и торгово - экономических отношений с Россией, и попыткам превратить геополитическую битву между странами в геоэкономическое сотрудничество. Взаимные экономические интересы, научно-технический потенциал России и большой опыт Турции в формировании рыночной экономики являются основными факторами, ускоряющими этот процесс.
После того, как военные действия, начатые Российской Федерацией в Сирии, усилились, Турция сбила российский самолет, нарушивший границу, 24 ноября 2015 года. После этого события, вошедшего в политическую историю как «авиационный кризис», турецко-российские отношения серьезно обострились, и санкции России в отношении Турции, охватывающие несколько секторов, стали довольно интенсивными. По оценкам авторов исследования, наибольший ущерб от российских санкций понесли компании-экспортеры, занимающиеся прямыми поставками в Россию и транспортные фирмы, осуществляющие перевозки в Россию. Фирмы, инвестирующие в экономику России и создающие рабочие места, пострадали значительно меньше. Аналогичная тенденция наблюдалась и для фирм, предлагающих продукцию, которая имеет стратегическое значение для российских производителей.
Также, авторами было установлено, что авиационный кризис оказал особенно негативное влияние на фирмы, осуществляющие перевозки, в центральные пункты России. Фирмы, поставки которых осуществляются через небольшие порты, пострадали меньше. Однако транспортные расходы и сроки доставки турецких транспортных фирм, которым приходилось использовать альтернативные маршруты или относительно небольшие порты, увеличились. Кроме того, ситуация усугублялась возникновением посредников, которые получали выгоду от турецко-российского кризиса, тем самым увеличивая расходы перевозчиков.
Подведя итого исследования можно сказать, что кризис негативно сказался на экономических показателях обеих стран. Важно, чтобы государство и отраслевые организации продолжали наращивать свои усилия с целью смягчения существующей негативной среды и восстановления коммуникационной среды. В этом контексте, наконец, в результате письма, которое президент Турции направил президенту России, решения об ограничении, применяемые к Турции, стали отменяться по указанию президента России. Это был самый серьезный шаг в направлении улучшения взаимоотношений. После этого напряженность в отношениях между Турцией и Россией была смягчена тем, что оба президента начали вести переговоры о новых проектах в сфере внешней торговли и транспорта и заявлять о взаимной доброй воле.
Источник: Journal of Economic and Social Thought, JEST, 3(4), C. Durdag et. al., pp.497-508. This is an open-access article distributed under the terms and conditions of the Creative Commons Attribution license (http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0).