Аннотация Алёны Сушковой на статью Бруно С. Серги «Евразийский экономический союз под руководством Путина и России: гибрид полуэкономики и полуполитики «двуликий Янус»
Статья, опубликованная в журнале «Journal of Eurasian Studies» в 2018 году анализирует несоответствие между публично заявленными экономическими целями ЕАЭС и его негласными политическими целями. Автор полагает, что за пределами Союза российское руководство чувствует непосредственную угрозу со стороны западного мира, и оно также обеспокоено позицией Китая как «растущей державы, чьи экономические возможности намного превышают возможности более слабой России».
По мнению Бруно С. Серги, у России есть основания для беспокойства по поводу регионального влияния других стран. Тот факт, что такие страны, как Китай, могут получить контроль над евразийской экономикой, несомненно, вызывает тревогу у России и служит главной причиной, по которой страна пытается усилить свою власть в регионе, отмечается в статье.
Также, многие государства, участвующие в Союзе, тесно связаны с Россией, но одновременно хеджируются против России. Автор считает, что меньшие члены Союза преднамеренно соглашаются делегировать часть своей независимости России, потому что Союз дает им возможность увеличивать свою собственную силу для взаимодействия со странами за пределами Евразийского экономического союза.
С. Серги подчеркивает, что если бы ЕАЭС добился успеха во всех своих экономических и политических целях, он представлял бы конкуренцию для ЕС на Востоке, привлекая те европейские страны с незападными историческими и культурными корнями, которые ищут альтернативу ЕС. Однако, даже Беларусь, постсоветское государство, наиболее экономически зависимое от России, имеет разногласия с Россией относительно субсидий, цен на газ и экономической ренты. Также важно обратить внимание на то, что делают такие страны, как Казахстан, с точки зрения инициирования двухсторонних отношений с Западом и Китаем. Среднеазиатские республики находятся на пересечении дорог и трубопроводов, соединяющих Западную Европу и Китай. Хотя Казахстан еще не имеет транзитных трубопроводов, его усилия по созданию казахстанской каспийской транспортной системы отражаются в стремлении развивать более тесные отношения с Китаем. Однако в рамках системы ЕАЭС предполагается, что сделки, которые благоприятствуют развитию ЕАЭС в целом, гораздо предпочтительнее, чем сделки, которые благоприятствуют отдельным странам внутри Союза.
Другим важным фактором является синхронизация макроэкономической и таможенной политики, которая может обеспечить определенный уровень предсказуемости и стабильности среди членов. Эта договоренность еще раз подчеркивает тот факт, что бывшие советские государства несколько ограничены в выборе внутренней и внешней политики поскольку находятся в пространстве, где центральное место занимает Россия, что в свою очередь обуславливает зависимость от ее приоритетов во внутренней и внешней политике.
В статье автор выдвигает гипотезу, что Казахстан потенциально может покинуть ЕАЭС, поскольку его торговый оборот уменьшился после вступления в Союз, а его валюта потеряла значительную стоимость по отношению к доллару. В то время как другие страны, такие как Таджикистан, потенциально могут вступить в Союз.
Таким образом, Россия прилагает постоянные дипломатические усилия для привлечения новых государств-членов для того, чтобы обеспечивать экономический рост за счет сбалансированных возможностей других евразийских стран.
Источник: Bruno S. Sergi (2018) Putin’s and Russian-led Eurasian Economic Union: A hybrid half-economics and half-political “Janus Bifrons”, Journal of Eurasian Studies, 9 (2018) 52–60