Россия и ВТО: присоединение и его последствия / Текущая аналитика / Аннотация Алены Сушковой на статью Алены Виейры и Сюзанны Василян «Армения и Белоруссия: между выбором условий ЕС и России?»

Аннотация Алены Сушковой на статью Алены Виейры и Сюзанны Василян «Армения и Белоруссия: между выбором условий ЕС и России?»

Статья Алены Виейры и Сюзанны Василян, опубликованная в журнале «European Politics and Society» в 2018 году, анализирует политику России и ЕС по отношению к их соседним странам и проводит сравнительный анализ того, как данная политика была принята Арменией и Белоруссией. По мнению авторов, несмотря на то, что Армения и Беларусь различаются по характеру и целям их отношений с Россией, они схожи в интересах, касающихся сферы безопасности, а также экономического и энергетического сотрудничества. Таким образом, эта общая черта задает тон взаимодействия Армении и Беларуси с ЕС, а также поднимает вопрос о том, какая часть условий ЕС и какого рода условия могут быть приняты странами, в данной ситуации.

Авторы подчеркивают разность подходов России и ЕС к вопросам внешней политики по отношению к странам-соседям. По мнению Алены Виейры и Сюзанны Василян, формирующаяся политика России в отношении «ближнего зарубежья» была основана на социокультурной близости и направлена на развитие «коллективного мы» с этими государствами. Такое взаимодействие позволило проявить гибкость в решении насущных двусторонних проблем, что нашло отражение в российско-белорусских бартерных схемах по решению вопросов энергетического долга. Таким образом, доминирующее положение России с точки зрения влияния на ее соседей обусловлено сильными культурными и лингвистическими факторами.

Политика ЕС, в большей мере, была направлена на предоставление технической помощи Содружеству Независимых Государств, начиная с 1991 года, ЕС способствовал восстановлению инфраструктуры, экономического и политического положения стран после распада Советского Союза. К примеру, такие программы как дополнительный транспортный коридор Европа-Кавказ-Азия (TRACECA), межгосударственная транспортировка нефти и газа в Европу (INOGATE), были нацелены на создание транспортного и энергетического центра, соединяющего рынки ЕС и новых независимых государств.

Ситуация с Арменией иллюстрирует явное различие в восприятии ЕС и России как влиятельных внешних партнеров. Армянская элита, политические партии и общественность воспринимают ЕС как политический и экономический блок, а Россию и Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) как важных партнерами в сфере безопасности. Тем не менее, страна также приветствовала программы, проекты и инициативы ЕС (в отличие от других государств, таких как Беларусь). Однако тот факт, что Армения отстает от других стран Восточного партнерства, таких как Грузия и Молдова, с точки зрения общего показателя демократии, повлиял на решение страны в 2013 году подписать соглашение о вступлении в ЕАЭС, где вопросы демократии, не являлись обязательным критерием для вступления.

В тоже время, Беларусь по мнению авторов статьи, представляет собой явный пример полного принятия внешней политики России и отказа от подходов ЕС. Как внутри страны, так и в отношениях с РФ, конфронтация Белоруссии с Западом стала важным фактором укрепления положения белорусского руководства. В этих обстоятельствах политическое взаимодействие с ЕС стало неприемлемым. Предложения, поступающие из России, напротив, были встречены положительно. Однако, начиная с середины 2000-х годов, принятие российских инициатив стало гораздо меньше приветствоваться в Белоруссии. Это проявляется в разногласиях между двумя ближайшими союзниками, включая периодические торговые войны, отстраненность Беларуси от России в вопросах признания Абхазии и Южной Осетии, а также в сотрудничестве в рамках ОДКБ. Хотя белорусское руководство признает качество норм ЕС, никогда не подвергая сомнению их авторитет или связанные с ним стимулы и даже часто ссылаясь на ЕС в качестве модели на переговорах в рамках ОДКБ и СНГ, транспонирование нормативного регулирования ЕС никогда не было приоритетом. Скорее, белорусское руководство стремилось использовать перспективу соблюдения условий ЕС в качестве аргументов при переговорах с Россией.

Хотя и Беларусь, и Армения полагались как на ЕС, так и на Россию в качестве основных торговых партнеров, чрезмерная зависимость Белоруссии от России привела к периодическим кризисам, в отличие от Армении, которая избежала такой напряженности. Все сказанное приводит авторов к выводу: отношения с ЕС и Россией должны строиться не на основах «конкуренции», а эффективности и результативности предлагаемой ими политики.

Источник: Alena Vieira & Syuzanna Vasilyan (2018) Armenia and Belarus: caught between the EU's and Russia's conditionalities?, European Politics and Society, 19:4, 471-489, DOI: 10.1080/23745118.2018.1455337.

URL: https://doi.org/10.108/23745118.2018.1455337

Россия и ВТО: присоединение и его последствия

Кафедра мировой экономики экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, которая является единственным в России и на постсоветском пространстве институциональным партнером Всемирной торговой организации и реализует проект "Кафедра ВТО", при поддержке Министерства иностранных дел Великобритании представляет Вашему вниманию информационный портал "Россия и ВТО: оптимизация последствий присоединения". Он призван обеспечить надлежащую подготовку правительства, таможенной службы и бизнес-сообщества в Северо-Западном и других регионах России к операционным изменениям и изменениям в регулировании, которых требует присоединение России к ВТО.