Аннотация Алексея Марченко на статью «Правильно ли то, что ВТО позволяет странам использовать антидемпинговые меры?»
В данной статье турецкого исследователя поднимается вопрос о том, стоит ли государствам, заявляющим о желании свободно торговать друг с другом, вводить антидемпинговые меры. Автор берёт за основу определение демпинга из 6 статьи ГАТТ (демпинг—это продажа продукта на рынке другой страны по цене меньшей нормальной стоимости этого продукта). Соответственно, поднимается вопрос о том, является ли такой подход оправданным.
Автор открывает статью напоминанием о том, что в рамках ВТО демпинг не запрещён, но страны—члены имеют право на защиту своей промышленности от вредного влияния демпинга. При этом, определение условий для введения пошлин очень затруднены. Одна из проблем — честная оценка нормальной стоимости товара. Вычисления, применяемые при этом, часто бывают очень сложными, и всегда можно привести контраргументы в поддержку своей точки зрения. Другой момент состоит в том, что демпинг должен причинять ущерб национальной промышленности, что также должно быть выявлено. Первой страной в ВТО, использующей антидемпинг, стала Индия, второй—США. Китай—главная страна производитель, против которой направлены антидемпинговые меры, затем—Корея. При этом, антидемпинговые меры считаются наиболее комфортным средством защиты внутреннего рынка в ВТО. Таким образом, хотя это и нечестно, но эти меры могут использоваться странами с низкой оплатой труда как альтернатива введению других сборов для увеличения доходов. Стоит отметить, что несмотря на недостатки, антидемпинговые меры предотвращают появление монополий и разрушение национальной промышленности. Важным является и так называемое «отклонение торговли»-когда, например, из-за анти-демпинговых мер США японские товары идут на Европейский рынок, что вынуждает ЕС также принимать подобные меры. Первый вывод, к которому приходит автор, состоит в том, что если действительно возможно производить где-то товар дешевле и экспортировать его, то это не должно считаться демпингом (речь идёт особенно о Китае), второй—страны с маленькими зарплатами нуждаются в небольшом демпинге. Он также отмечает, что на самом деле часто очень сложно доказать, что именно чей-то демпинг является причиной проблем в национальной промышленности, поэтому введение пошлин нужно разрешать только в случаях, когда наблюдается явное желание страны-экспортёра разрушить промышленность импортёра. Он также обращает внимание, что на историческом примере США по закону от 1916 года, антидемпинговые меры принимались очень редко. При этом, в конце концов, автор склоняется к тому, что антидемпинг имеет право на существование, важен для честной торговли и её увеличения, а также подтверждает суверенитет стран, входящих в ВТО.