Россия и ВТО: присоединение и его последствия / Текущая аналитика / Аннотация Александры Сечиной на статью Ф.М.Рихтера и Ф.Хольц «Все тихо на восточном фронте? Сценарии прекращения поставок российского природного газа в Европу»

Аннотация Александры Сечиной на статью Ф.М.Рихтера и Ф.Хольц «Все тихо на восточном фронте? Сценарии прекращения поставок российского природного газа в Европу»

В статье Ф.М.Рихтера и Ф.Хольц, опубликованной в журнале Energy Policy, анализируются различные сценарии прекращения поставок российского газа в страны Европейского Союза, а также кратко- и долгосрочные реакции стран ЕС для обеспечения достаточного запаса природного газа, необходимого Европейскому Союзу. Целью исследования авторов является оценка влияния приостановки импорта газа из России в страны ЕС, выявление возможностей для перестройки европейского газового рынка. Авторы используют  модель GGM (Global Gas Model) – крупномасштабное представление газового сектора с высоким уровнем технической детализации относительно хранения и транспортной инфраструктуры. Авторы использовали данные 79 стран, представленных в качестве 99 географических областей. Каждая область («узел») характеризуется текущими и прогнозируемыми уровнями производства и потребления, уровнями цен, производственными мощностями и издержками, а также мощностями систем передачи и хранения.

Первые два сценария основаны на краткосрочных перебоях поставках Газпрома. Первый сценарий основан на приостановлении транзита российского газа через Украину, второй – на приостановлении ОАО «Газпром» или дочерними компаниями поставок газа в Европу, т.е. полное прекращение экспорта российского газа в страны ЕС. Третий сценарий предполагает долгосрочное нарушение поставок с 2015 года до 2040 (согласно горизонту расчета).

Авторы делают вывод, что краткосрочные перебои с поставками российского газа в Европу могут серьезно повлиять на несколько стран Восточной Европы, физически не способных импортировать газ из других регионов. При полном прекращении поставок российского природного газа, сокращение импорта может быть компенсировано за увеличения внутреннего производства газа, импорта сжиженного природного газа из других регионов или же сокращения потребления газа. В то время как страны Восточной Европы физически не смогут  импортировать газ из других регионов, другие страны ЕС испытают лишь увеличение цен в среднем на 20% в первый год приостановки поставок. По мнению авторов, сжиженный природный газ является  альтернативой российскому природному газу, однако импортные возможности ЕС пока не позволяют увеличить объем закупаемого СПГ.

Длительные перебои с поставками природного газа из России, согласно мнению авторов, могут быть компенсированы расширением трубопроводной системы для обеспечения надежной поставки газа из других регионов.  Во-первых, Пиренейский полуостров и Италия должны быть связаны с остальной частью Европы, для того чтобы расширить импортные возможности для других стран ЕС. Во-вторых, страны Балтики и Финляндия также должны быть связаны с остальной частью Европы, в частности, через Польшу. Кроме того, Южный коридор позволит импортировать газ из Ближнего Востока и Каспийского региона. В заключении авторы отмечают, что сокращение потребления газа может быть компенсировано увеличением использования других источников, не наносящих вред окружающей среде. Например, более широкое использование возобновляемых источников энергии могло бы стать дополнением к поставкам природного газа.

 

http://proxy.library.spbu.ru:2082/S0301421515000336/1-s2.0-S0301421515000336-main.pdf?_tid=dafec8f8-9128-11e5-bb72-00000aacb35e&acdnat=1448204216_3c20cdbe5cc23e148709640e4daa6a46

Россия и ВТО: присоединение и его последствия

Кафедра мировой экономики экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, которая является единственным в России и на постсоветском пространстве институциональным партнером Всемирной торговой организации и реализует проект "Кафедра ВТО", при поддержке Министерства иностранных дел Великобритании представляет Вашему вниманию информационный портал "Россия и ВТО: оптимизация последствий присоединения". Он призван обеспечить надлежащую подготовку правительства, таможенной службы и бизнес-сообщества в Северо-Западном и других регионах России к операционным изменениям и изменениям в регулировании, которых требует присоединение России к ВТО.