Россия и ВТО: присоединение и его последствия / Текущая аналитика / Аннотация Алексана Кагриманяна на статью Д. Дезьерто «Торговые войны между США/ЕС и Россией: пересмотр ст. XXI ГАТТ и норм международного права относительно односторонних экономических санкций»

Аннотация Алексана Кагриманяна на статью Д. Дезьерто «Торговые войны между США/ЕС и Россией: пересмотр ст. XXI ГАТТ и норм международного права относительно односторонних экономических санкций»

В данной статье рассматривается серия экономических санкций между ЕС и США, с одной стороны, и Россией, с другой, а также проводится анализ того, насколько законны эти действия с точки зрения международного права. Автор отмечает, что эти экономические ограничения противоречат некоторым положениям международного торгового права, но одновременно могут быть юридически обоснованными.

ЕС и США 12 сентября 2014 г. ввели новый пакет санкций, который коснулся банковской сферы, а также нефтегазового и оборонного секторов. В ответ Россия ввела «полное эмбарго» на некоторые сельскохозяйственные товары из ЕС, США, Канады, Австралии и Норвегии.

В качестве причин ограничений западные страны сослались на необходимость давления на Россию, которая якобы продолжает дестабилизировать международную обстановку путем содействия эскалации напряженности на Украине. Россия же называет свои меры контр-санкциями, обусловленными лишь необходимостью защитить своих сельскохозяйственных производителей, которым был нанесен урон в результате антироссийских санкций.

Также автор поднимает вопрос юридической природы взаимных ограничений. Так, санкции ЕС и США являются односторонними, поскольку они наложены в отсутствие принятия резолюции Совбеза ООН, которая может уполномочить страны ввести меры, направленные на «полный или частичный перерыв экономических отношений»[1]. Таким образом, данные ограничения не санкционированы международным сообществом, и как следствие, по мнению автора, только дестабилизируют международную обстановку.

Однако, с другой стороны, США и ЕС могли руководствоваться в принятии своего решения нормами ГАТТ, ст. XXI:b(iii) и ст. XXI:c которого позволяют применятьлюбыемеры, которые применяющая страна считает необходимыми для защиты существенных интересов своей безопасности, если они применяются в военное время, и которые предпринимаются во исполнение ее обязательств по Уставу ООН для сохранения мира во всем мире и международной безопасности. Особенность этих мер еще и в том, что использующее их государство не обязано предупреждать другие страны об их введении, а также каким-либо образом их обосновывать. Таким образом, ст. XXI является одним из ключевых положений ГАТТ, когда речь идет о введении тех или иных ограничений.

Автор статьи приходит к выводу, что даже если Россия инициирует судебный спор в рамках ВТО против ЕС и США в отношении их односторонних мер, он не увенчается успехом, поскольку ответчики воспользуются исключениями, зафиксированными в ст. XXI ГАТТ. То же самое, скорее всего, произойдет и в случае подачи иска ЕС и США в отношении мер РФ.

 

The EU/US v. Russia Trade Wars: Revisiting GATT Article XXI and the International Law on Unilateral Economic Sanctions (http://www.ejiltalk.org/the-euus-v-russia-trade-wars-revisiting-gatt-article-xxi-and-the-international-law-on-unilateral-economic-sanctions-2/)

[1] Ст. 41 Устава Организации Объединенных наций // www.un.org/ru/documents/charter/chapter7.shtml

Россия и ВТО: присоединение и его последствия

Кафедра мировой экономики экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, которая является единственным в России и на постсоветском пространстве институциональным партнером Всемирной торговой организации и реализует проект "Кафедра ВТО", при поддержке Министерства иностранных дел Великобритании представляет Вашему вниманию информационный портал "Россия и ВТО: оптимизация последствий присоединения". Он призван обеспечить надлежащую подготовку правительства, таможенной службы и бизнес-сообщества в Северо-Западном и других регионах России к операционным изменениям и изменениям в регулировании, которых требует присоединение России к ВТО.